Волшебный клубок

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Волшебный клубок » Что мы ещё умеем. » КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ>>


КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ>>

Сообщений 1 страница 10 из 11

1

С САЙТА Воздушные кружева

http://s017.radikal.ru/i422/1110/37/b772178bb291t.jpg

Понятие и виды кружева

На русском языке «кружево» происходит от слова «окружать» и обозначает отделку края одежды (рукавов и подолов). Первоначально кружева были только мерными – представляли собой тонкие полоски ажурного узора, и поэтому использовались как раз для отделки одежды и мебели по краю. С развитием кружевоплетения «кружевом» стали называть ажурное изделие без тканой основы, которое не просто украшает какую-либо вещь, а является самостоятельным элементом декора одежды и интерьера (салфетки, воротники и т.п.).

По технике выполнения выделяется три вида кружева: шитое иглой, плетеное на коклюшках и вязаное на прутках или крючком. На самом деле кружевом в полном смысле этого слова могут считаться только два первых типа – шитое и плетеное. Вязание крючком представляет собой другой тип рукоделия – вязку, лишь иногда имитирующую кружевоплетение.

Кружево

Ажурное коклюшечное кружево с использованием металлических булавок пришло в Россию с нововведениями Петра I. Русские мастерицы настолько обогатили заморские узоры элементами народной вышивки, что плетеное сцепное кружево стало известно под названием русского. Со временем в кружевоплетении проявились региональные особенности: выделились вологодские, елецкие, вятские и другие кружева. В советское время большая часть самобытного промысла была утеряна, но сейчас искусство кружевоплетения постепенно восстанавливается.

Кружево выполняется с помощью коклюшек – деревянных палочек, на которые навиваются нити, сколка – технического рисунка, по которому выполняется кружево, и бабины – подушки, на которую накалывают сколок и навешивают коклюшки. Сказочные узоры появляются, когда кружевница сплетает и перевивает нити, сцепляя их крючком в местах соединения.

История кружевоплетения

ЕВРОПА

Считается, что кружевоплетение на коклюшках зародилось в Италии. Когда это произошло, точно не известно. Кружево, представляющее собой переплетение нитей без какой-либо тканой основы, появилось на рубеже XV-XVI  веков. Сложные ажурные узоры стало возможно выплетать с появлением металлических булавок (середина XVI века), а самые старые образцы кружева сохранились со второй половины XVI века. В самом начале развития кружевоплетения на коклюшках эта техника постоянно комбинировалась с вышивкой шов по прорези (ажурная вышивка, создающаяся путем прореживания ткани и вышивания иглой узоров на образовывавшейся сетке). Таким образом, техника «шов по прорези» является предшественницей кружева как самостоятельного элемента декора.

Первые итальянские плетеные кружева представляли собой узкую полоску с острыми зубцами и геометрическими узорами, которая нашивалась на воротники, манжеты рукавов, салфетки, платочки и пр. Со временем кружево становилось шире, а узор сложнее. Если изначально кружева характеризовались крупным геометрическим и симметричным узором и использовались в основном для украшения мужского костюма, то по мере того, как кружево становилось тоньше и изящнее, оно распространялось среди европейских модниц, украшавших платья, корсеты и др. предметы женского гардероба.

Итальянские кружева высоко ценились и дорого продавались по всей Европе, а технику их изготовления итальянцы охраняли как коммерческую тайну. Однако в XVII веке свои мастерицы появились и в других европейских странах, и в XVIII веке Франция и Фландрия (Бельгия) вышли на лидирующие позиции в области производства и экспорта плетеных кружев.

В Бельгии и Франции в XVIII веке повсеместно распространяется использование тюля в качестве основы для кружева. Кружевные орнаменты вплетаются в прозрачную тонкую сетку из ячеек одинакового размера. С XIX века тюль начинают плести отдельно, а кружевные элементы нашивать в форме аппликации, что существенно упрощает процесс плетения и позволяет изготавливать крупные кружевные вещи (косынки, шали, пелерины и т.п.)

РОССИЯ

В начале XVIII века европейское кружево пришло в Россию вместе с другими нововведениями Петра I. Первоначально кружева закупались в огромных объемах в Европе, но постепенно стало открываться производство при русских дворянских усадьбах. Мастерицами становились обычные крепостные крестьянки, и именно они внесли ощутимый вклад в развитие кружевоплетения на коклюшках. Русские мастерицы придумали соединять части кружева крючком, за счет чего основная линия кружева (полотнянка, вилюшка) могла изгибаться, виться и создавать основу для крупного цельного изделия. Именно такой вид кружева – сцепное кружево (от слова «сцеплять», соединять крючком) – стал известен во всем мире под названием русского.

Кружевоплетение распространилось по всей европейской части России, постепенно стали проявляться региональные особенности данного промысла: выделились вологодские, елецкие, вятские, михайловские, киришские и др. кружева. Кружева плели в основном на продажу, для многих крестьянок и горожанок кружевоплетение стало стабильным источником дохода.

В советское время народному промыслу был нанесен серьезный удар: в основном за счет того, что пропал платежеспособный спрос на дорогие изделия ручной работы. В 1960е года на базе исторически сложившихся центров кружевоплетения были организованы  кружевные фабрики: в Вологде, Ельце (Липецкая область), Кирове и Михайлове (Рязанская область). Данная мера помогла сохранить наиболее крупные центры производства кружева, однако резко сократилось количество мастериц, а многие региональные особенности кружевоплетения были утеряны. Так, до революции в одной Вологодской губернии насчитывалось более 35 000 кружевниц, сейчас в Вологодской области искусство кружевоплетения на коклюшках практикует не более 500 человек. Еще один пример: до начала ХХ века в Ярославской области развивалось тончайшее романовское кружево, (г.Романово-Борисоглебск, современный Тутаев), сегодня небольшая группа активистов пытается восстановить этот вид кружева по старинным образцам и архивным данным.

Распад Советского Союза негативно повлиял на искусство кружевоплетения: фабрики перестали получать дотации, крупные производственные объединения развалились, пропали налаженные каналы сбыта продукции. При переходе к рыночной экономике кружевные фабрики были вынуждены перестраиваться, менять профиль деятельности, искать новых дистрибьюторов, сокращать количество сотрудников. Сегодня из четырех кружевных предприятий активно функционируют только два (ЗАО «Елецкие кружева» и Вологодская кружевная фирма «Снежинка»). Однако развитие рыночных отношений и постепенный рост благосостояния населения повлек как укрепление позиций указанных производителей кружева, так и появление новых индивидуальных предпринимателей,  артелей, студий и компаний, занимающихся кружевоплетением на коклюшках. Самым массовым явлением в области кружевоплетения на коклюшках, имеющего сейчас статус народно-художественного промысла, является фестиваль и конкурс кружевоплетения «Серебряная коклюшка». С 2005 года данное мероприятие собирает в Вологде кружевниц со всей России.

0

2

Техника плетения коклюшечного кружева

Основными элементами для изготовления кружева на коклюшках являются:

коклюшки – деревянные палочки, на которые навиваются нити для плетения; длина коклюшек обычно составляет 17-20 см, материал изготовления – ель, береза, клен;

нити для плетения – как правило, используются хлопок (мулине, ирис), лен, шелк, иногда вплетаются металлизированные нити, полиэстр, нейлон, шерсть; от типа и количества навиваемых нитей зависит толщина и плотность кружева;

сколок – рисунок, согласно которому выплетается кружево; рисунок наносится на плотную бумагу (картон) и прикрепляется к бабине;

бабина – подушка-валик цилиндрической формы, плотно набитая опилками или сеном, на которую прикрепляется сколок и навешиваются коклюшки;

подставка – подставка для бабины может быть напольной (раскладная подставка на ножках) и настольной (небольшая подставка, фиксирующая положение круглой бабины), подставки чаще всего делают из дерева, но на практике встречаются и другие варианты (плотный картон, металл, пластик и пр.);

металлические булавки – швейные булавки с «головкой», которые втыкаются в бабину в процессе плетения кружева;
крючок – тамбурный крючок или крючок для вязания используется в сцепной технике плетения кружева для соединения поворотов вилюшки и других элементов кружевного изделия между собой.

Два ключевых приема, с помощью которых плетутся все кружевные изделия на коклюшках, – это перевив и сплетение коклюшек. С помощью комбинирования этих двух основных приемов формируются все элементы кружева. Используемые в изделиях кружевные элементы различаются от региона к региону, но основными тремя, на сочетании которых строится практически любой узор, являются:

плетешок – простая веревочка, которая получается путем перевива и сплетения нитей; с помощью плетешков формируется сложная сетка, ажурные «паучки» и другие кружевные элементы;

полотнянка – полоска плотного кружева, которая плетется несколькими парами коклюшек, где одна пара является ходовой и двигается зигзагом, а остальные – основными, лежащими вертикально по ходу полотнянки; выделяются разные виды полотнянки в зависимости от того, какие пары и сколько раз перевиваются в процессе плетения; в сцепной технике плетения полотнянка используется в качестве «вилюшки» – полоски, которая извивается и формирует основу кружевного узора;

насновка – плотный ромбовидный кружевной элемент, который чаще всего используют для создания цветов, она похожа на лепесток и плетется двумя парами коклюшек, когда три коклюшки выступают основой, а одна коклюшка проплетается между ними.

Создание кружевного изделия – это долгий и кропотливый труд, в который вовлечены разные специалисты. Конструктор разрабатывает лекала изделия, так же, как и лекала любого предмета одежды. Затем художник прорисовывает узор по лекалу и создает сколок изделия, согласно которому кружевницы уже плетут вещь. Одно изделие может изготавливаться несколькими кружевницами – каждая из них выплетает свою часть, а потом все части соединяются вместе. Срок изготовления кружевного изделия зависит от мастерства и опыта кружевницы. В среднем жакет или блузка выплетаются одним человеком 2-3 недели.

Виды кружева

Коклюшечное кружево разделяется на три основных вида: численное, парное (многопарное) и сцепное. Численное кружево чаще всего выполняется без сколка, мастерство кружевницы проявляется в том, что она считает нити (от этого название – «численное кружево»). Численное кружевоплетение в основном используется для изготовления мерных кружев. Парное кружево требует очень большого числа коклюшек, иногда до 300 пар (отсюда второе название – «многопарное кружево»), и считается наиболее сложным видом кружева. Сцепное кружево выполняется по сколку небольшим количеством коклюшек (от 6 до 12 пар), его особенностью является использование вязального или тамбурного крючка для соединения элементов кружева между собой («сцепное кружево» – от слова «сцеплять»).

0

3

О русском кружеве. (с сайта Рожковой А.И.)

  В России издавна сформировалось несколько центров кружевоплетения на коклюшках со своими художественными традициями и стилевыми особенностями. В каждом центре имелись наряду с общераспространенными и свои характерные особенности в рисунке и технике плетения кружева. Русские мастерицы в совершенстве владели тремя приемами плетения коклюшечного кружева: численным, парным и сцепным.

  Вологодское кружево - г. Вологда. В вологодском кружеве выполняли сцепное кружево и мерное кружево, но чаще применяется сцепная техника плетения с предпочтением льняных нитей. Сцепное кружево занимало большее место, чем мерное. Узор в сцепном кружеве был монументальным. Вологодское кружево состоит из крупного, выразительного узора, исполненного плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавной полотнянкой, четко вырисовывающейся на фоне узорных решеток. Скань толстая. Кроме мотивов цветов и листьев в орнаменте часто встречаются мотивы подков, вееров. Преобладали растительные формы узора с плавными певучими контурами, которые выкладывались плотной узкой равномерной полотнянкой с одинаково плотным плетением. Крупные, выразительны формы узора с основным мотивом пяти - или семилепесткового округлого цветка остаются наиболее распространенными. Эти цветы украшают раскидистые кусты, то высокие могучие деревья с ветвистыми стволами. Среди пышных фантастических цветущих кустов и деревьев на вологодском кружеве часты изображения птиц - пав и сказочных петухов. Вологодское сцепное кружево двух типов. В одном варианте это сцепное кружево без решеток. Узоры из полотнянки плотно примыкают друг к другу, и только в небольших просветах появляются сетки ввиде косой диагональной клетки из плетешков и насновок. В последние годы в вологодском кружеве стали преобладать изделия, где решетки играют ту же роль, что и плотный орнамент. Густой белоснежный узор из полотнянки в таком кружеве органично сочетается с красивыми ажурными решетками из насновок, «паучков» и плетешков. Эти узорные решетки подчеркивают плавное движение полотнянки - вилюшки, внося в узор дополнительный декоративный эффект. А толстая белая скань, введенная в плотную полотнянку, ещё больше подчеркивает своеобразие узора монументального вологодского кружева.

Елецкое кружево- г. Елец Липецкой области. В Ельце сложился собственный стиль и технические приемы местного сцепного кружева. Елецкие кружева более тонкие и легкие, чем вологодские. Полотнянка этих кружев, изменчивая по плотности и ширине, часто переходит в сетку. Решетка елецкого кружева бывает и разреженной и очень плотной. Скань чаще делается из той же нити в 3 сложения, из которой плетется основное кружево.

Основным мотивом является гибкая ветка с цветами и листьями. Своеобразие елецкого кружева заключаются в переходах довольно разреженной полотнянки в сетку, что дает игру различной плотности в элементах узора. Широкая полоса полотнянки играет основную формообразующую роль. Она подчеркивается небольшими пятнами очень сквозной плетешковой решетки. Решетки часто обогащаются крупными насновками и отвивными петелькам. Нарядность елецкому кружеву придают и усложненные решетки в серединках цветов и в центрах орнаментальных мотивов, которые по плотности отличаются от тончайшего тюлевого фона и создают постепенный переход к нему. Благодаря этому плотный узор воспринимается как единое целое с фоном. Скань по контурам лепестков употребляется тонкая, в одну нить, витая, елочкой. Особо ритмически насыщенной становится фактура произведения, когда в одном предмете применяется плетение разной плотности. Фоны в сцепном кружеве Ельца занимают довольно большое место, создавая перекличку плотных и сквозных частей кружева. Это разнообразие в плетении придаёт елецкому кружеву необычайную живость, легкость и изящество.

Вятское кружево – г. Вятка, Советск Кировской области, именовавшееся «кукарским» (по прежнему наименованию г.Советска – слобода Кукарка). Кировское кружево. Орнамент этих кружевных изделий причудлив по своим формам. Полотнянка имеет просветы, часто заканчивается среди решетки, как бы растворяясь в ней. Основу решеток составляют плотные звездочки, двулистники, трилистники, от которых расходятся плетешки. Декоративная выразительность создается разной плотностью плетения каждого элемента.

Кировское кружево по красоте и узора и набору орнаментальных мотивов близко к вологодскому, по легкости и тонкости разработок – к елецкому. Наряду с пышным растительным орнаментом, для кировского кружева характерны многофигурные сюжетные композиции. Кировское кружево от вологодского отличает полотнянка, выкладывающая очертания рисунка. Там она равномерная с одинаково плотным плетением. Здесь же полотнянка – вилюшка то сужается, то расширяется, то уплотняется, то делает резкие повороты и дает заостренные углы. В кировском кружеве активно применяют рельеф скани, украшают насновками. Интересны изменения самой полотнянки, переходы полотнянки в сеточку и наоборот. Всё это придает большую живость кировскому кружеву, подчеркивает энергичный изгиб ветвей растительного орнамента, усиливает динамику движения. В этом своеобразие кировского кружева.

Киришское (или Захожское) кружево – д. Витка Киришского района Ленинградской области. Это кружево сохранило черты крестьянского искусства и продолжает традиции крестьянского кружевного промысла, особенности старинного местного кружева. Киришское или Захожское кружево более скромное. Неизменной остается его фактура: полупрозрачная «вилюшка», образованная разреженной полотнянкой. Узоры как бы слегка размыты, мягко переходят в простую решетку фона. Сохраняется любовь к мерным кружевам. Даже воротники представляют собой не что иное, как слегка изогнутый кружевной край. Сохраняются старинные формы орнаментов и ритм чередования мотивов. Композиция салфеток так же складываются из полос мерного кружева, обведенных по краям каймой. Киришское кружево привлекательно своей неповторимостью, заключающейся в скромности, неброской прелести узоров, образцы которой навеяны северной природой, жизнью деревни с её размеренным ритмом, сохраняя в этом его сильную сторону. Вилюшка киришских кружев редкая, украшенная треугольниками из плетешков. В узорах используются старинные мотивы пяти – и семилепестковые «медвежьи лапы»; решетка (квадратная сеточка, заполняющая промежутки внутри полотнянки); для украшения используются звездочки из насновок.

Михайловское кружево -  г. Михайлов Рязанской области. В Михайловском районе Рязанской области издавна плелось численное мерное кружево из ярких цветных нитей, которое применялось для украшения народной праздничной одежды. Преобладает мерное цветное кружево. Это было узкое полотно кружева с несложным узором, мотивы которого носили поэтическое название «мыски», «бубенцы», «балалайка», «городки» и т.д.

Узоры численного кружева имеют чисто геометрический характер. Они, как правило, образованы из простых треугольников, прямоугольников, прямых волнистых полос очень плотного плетения без каких либо связок решетчатого или тюлевого фона. Кружево выполняют из толстых льняных ниток, нитей мулине. В них обязательно применяли цветную нить, чаще красную или синюю. Его ранее плели по памяти, по числу переплетений нитей, с повтором одних и тех же приемов. Редко встречались два одинаковых по цвету кружева. Преобладал в них красный цвет. Но от включения серого, синего, зеленого, желтого тонов менялся колорит узора - он был ярче, насыщеннее, то более тональный с всплесками холодных или теплых тонов. По традиции кружево применяется в отделке изделий в сочетании с вышивкой, счетной гладью и крестом. Это кружево используется для украшения полотенец, столового белья, детской и женской одежды.

 

О ЦВЕТЕ.

  Создание цветного сцепного кружева - это более высокая ступень в искусстве цветного кружевоплетения. Оно требует знакомства кружевницы с основами цветоведения (свойствами цвета), закономерностями сочетания цветов и т.д. Удачно подобранные цвета могут "спасти", сделать интересным даже неудачный рисунок кружева и, наоборот, лучший рисунок бывает испорчен неумелым подбором цветов ниток.

Все цвета можно разделить на две группы – ахроматические (бесцветные), к которым относятся белый, черный и все оттенки серого цвета и хроматические (спектральные), к которым относятся все цвета и оттенки цвета.

Хроматические цвета характеризуются тремя свойствами: светлотой, цветовым тоном и насыщенностью.

Светлота цвета - это относительная близость его к белому цвету. Так различают светло - голубой и синий цвета, салатный и зеленый. Цветовой тон - отношение цвета к его оттенкам. Разницу в цветовом фоне одного и того же цвета можно обнаружить, смешивая краски; желтая краска без примеси другого цвета будет отличаться от такой же краски с примесью красного или синего цвета (желтый, оранжево - желтый, желто-зеленый и т.д.).

Насыщенность цвета - это степень его яркости, которая может изменяться в зависимости от наличия в нем серого цвета.

Хроматические цвета делятся на теплые и холодные. Красные, желтые, оранжевые тона, напоминающие цвет огня, относятся к теплым. Голубые, синие, синевато-зеленые, ассоциирующиеся с воздушным пространством, льдом - к холодным. Теплота и холодность тона зависят от преобладания в нем оттенка теплого или холодного цвета. Так, красный цвет может быть холодным, если он с синеватым оттенком, зеленый - теплым, если он с желтоватым оттенком, фиолетовый - холодный с синеватым оттенком и теплым с красноватым. Теплые тона привлекают больше внимания и создают впечатление близости предмета, холодные - отдаленность. Наиболее приближающим эффектом обладает желтый цвет, а наиболее удаляющим - синий. Пользуясь этим свойством цветов, кружевница может усилить рельефность кружева, сделать узор более четким, передать объемность форм.

Фон следует брать отступающим, а рисунок выступающими тонами. Все хроматические цвета лучше выступают на сером фоне. Существует понятие, как легкость и тяжесть цвета. Тяжелыми цветами чаще всего бывают темные, насыщенные, теплые; легкими - светлые, холодные. Желтые и красные тона кажутся более плотными, тяжелыми по сравнению с голубыми, синими, воспринимающимися как воздушные.

В кружеве должна быть выдержана закономерность соотношения цветовых частей и общее равновесие цвета - цветовая гамма. Признаком гармоничности сочетаний является свойство тонов взаимно повышать звучность цвета, не производя впечатления пестроты. Общее равновесие достигается таким соотношением всех цветов и тонов, которое подчинялось бы общему (среднему) тону. Иными словами, нужно, чтобы каждый цвет или тон узора, взятый в сочетании с другими цветами, не выпячивался и не пропадал, а участвовал в создании общего впечатления от изображения, подчеркивая его главные детали.

Наиболее простыми гармоничными сочетаниями являются сочетания разбеленных и затемненных тонов одного цвета (оттенков), например, фиолетового и сиреневого. Хорошо сочетаются светлые тона - розовый, голубой, светло-зеленый и т.д. с белым. Сочетания темных цветов с белым гармоничны, но резки. Вообще, с черным и белым сочетаются все цвета, однако при непосредственном соприкосновении с темно-зеленым; синим и фиолетовым черный приобретает грязноватый оттенок. На белом цвете все цвета темнеют и хорошо выделяются. Теплые тона выигрывают рядом с темными, а холодные со светлыми. Находя гармоничные сочетания, следует учитывать количественное сочетание цветов. Зеленый цвет на красном фоне сочетание резкое, неприятное, в то время как небольшое красное пятно на зеленом фоне производит очень спокойное впечатление. Узор выглядит плоским, если выполняется одним цветом, и приобретает объемность, если на него положены несколько штрихов другого цвета или оттенка. Темные нити создают видимость углубления (удаляют), светлые - дают выпуклость (приближают). Учитывая, что цвета воспринимаются не только рельефность кружева, сделать узор более четким, передать объемность форм.

  Нужно учитывать, что цвета воспринимаются не только оптически, но и эмоционально, т.е. они воздействует как на глаз, так и на чувства человека. Цвета (световые волны определенной длины) раздражают чувствительные окончания клеток глаза. Раздражение передается через глазной нерв центральной нервной системе. Поэтому - цвета могут вызывать определенные эмоции.

На основании научных наблюдений были установлены следующие реакции на цвета.

Желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости.

Зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, жесткое. Символика: желтого цвета - жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости.

Ярко-желтый - ненависть, зависть своеволие, лживость.

Оранжевый - теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильнодействующий. Символика: тепло, солнце, власть, радость, тщеславие.

Красный - наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими. Светлые оттенки действуют возбуждающе, наступательно, темные - серьезно, солидно. Символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, свобода, революция, огонь, праздничность.

Фиолетовый - светлый, но так же и мрачный, торжественный, роскошный, Служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие. Символика: величие, достоинство, великолепие, дружба,

Синий - тихий, тяжелый, отдаляющий, холодный, но полный энергии.

Голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные. Символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие.

  Зеленый - связующий, успокаивающий, мирный, пассивный.

Светло – зеленый - оживленный, веселый.

Темно—зеленый - холодный, сдержанный, отступает, особенно рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттесняет синий на второй плен. Символика: надежда, покой, мир, плодородие, тоска .

Белый - нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными красками. Цвет, который в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность. Символика: невинность, целомудрие, чистота.

Черный - нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов. Символика: траур, скорбь, серьезная торжественность.

0

4

С САЙТА Кружевоплетение: секреты мастера

http://s41.radikal.ru/i094/1110/6d/faebbb80d1a3t.jpg

Пару слов о сколке

Сколок — это, можно сказать, ваше будущее кружево. На сколок наносится рисунок кружева, потом сколок прикалывается к подушке, и плетение начинается. Для сколков используются картоны. Берите картоны из-под коробки конфет, тортов. Это идеальные картоны: в меру тонкие. Нейтральные светлые цвета: серый, бежевый, зеленый. Светлые, потому что на белом фоне лучше всего видны ошибки. И не очень толстые, чтобы пробивать их булавками.

Узор на сколке рисуйте гелевой ручкой: карандаш и обычная ручка пачкают нитки. Можно для облегчения задачи нарисовать узор на кальке, непременно перевернуть рисунок и наложить на картон. Но имейте в виду, что калька и картон очень быстро рвутся. Для повышения прочности сколка покройте тонкой пленкой, например, широким скотчем.

Условия для плетения

Плетение — настоящее испытание для вашего здоровья. После нескольких лет плетения у меня возникли проблемы с позвоночником и поясницей.

Поэтому непременно выбирайте удобный стул со спинкой: ноги под углом 90, можно чуть ниже, прямая спина, яркий свет.

Не плетите рядом с тем, что ограничивает ваши движения: мебелью, столом, подальше от сидящих людей, и как можно дальше от прохода. Постоянно вставать, чтобы дать кому-то пройти или выйти, поднимать что-то упавшее за проходящими — удовольствие не из приятных.

Ухаживаем за подушкой

Соблюдение элементов чистоты. Обычно для подушки меняется наволочка (раз в месяц в зависимости от белизны наволочки. Понятное дело, что мало кто это соблюдает, но все же это не повод для подражания). Потом на подставку кладется полотенце, мешающее подушке соприкоснуться с деревом. Зачем? Если плетется тонкое и белое кружево, за счет соприкосновения с грязной поверхностью дерева оно не обелится. Чистая наволочка, чистое полотенце, которое подкладывается под подушку, а потом им же оборачивается подушка по мере окончания работы, закрывая сплетенное кружево. Все эти меры спасут от пролитой воды, от пыли, от грязных деталей, от гуаши, но от чая с кофе (пива — по вкусу) уж не подстрахуют.

Как стирать кружево

Мерные кружева стирают в теплой воде. Для этого наматывают кружева на стеклянную банку. В таз с теплой водой кладут немного стирального порошка и размешивают. Банку с намотанными кружевами опускают в таз. Слегка касаясь кружева мягкой губкой, их моют мыльной водой, а затем ополаскивают в теплой воде. Банку с кружевами ставят на полотенце в теплое место до полного высыхания. Когда кружева высохнут, снимите их с банки и прогладьте утюгом через белую ткань.

Для стирки отдельные изделия прикрепляют на поролоновую подушку. Стирают кружева в теплой мыльной воде, слегка касаясь их мягкой губкой. Затем подушку с кружевами ополаскивают теплой водой, и снимают их с подушки. Потом кладут между двумя кусками белой ткани в теплое место. Во влажном состоянии их проглаживают через белую тряпку до полного высыхания. Чтобы кружева хорошо лежали на одежде, имели естественный блеск и долго не пачкались, их подкрахмаливают.

0

5

Приступая к работе

Намотка нитей на коклюшки

Так как кружево плетется не отдельными коклюшками, а парами, то наматывают на них нитки парами: вначале на одну, а затем, не отрывая нити, на другую коклюшку, которую при наматывании нитки держат в правой руке и вращают только справа налево как можно туже и ровнее. Намотав 2 — 3 м ниток, ее закрепляют петлей, как показано на рис.2. Для этого кладут большой палец правой руки на намотанные нитки на шейке коклюшки и продолжением нитки оборачивают палец. Образовавшуюся на пальце петлю сбрасывают на головку коклюшки. Затем отматывают нить примерно такой же длины, отрывают ее и наматывают на вторую коклюшку. Закрепляют намотанную нить так же, как описано выше. Между намотанными коклюшками остается нить длиной до 30 см.

Прикрепление сколка

На ровную поверхность подушки кладется картон, равный по величине сколку рисунка кружева, затем сколок и сверху — прозрачный полиэтилен (клеенка). Булавкой нужно подхватить немного материи верхней наволочки радом со сколком и воткнуть конец булавки, почти горизонтально валику, т.к. булавка не должна торчать.

Основные приемы плетения

Приемы плетения кружев основаны на переборе-перекладывании в определенном порядке коклюшек с намотанными на них нитками. При работе коклюшки держат за середину их нижней части (т.е. ручки), не касаясь ниток. Плетение проводится одновременно двумя парами коклюшек, из которых одна находится в правой руке, другая в левой. Простейшие операции плетения носят названия «перевить» и «сплести».
«Перевить» — это значит перекинуть, переложить правую коклюшку под левую, что делается движением одной руки или большого пальца той же руки. Перевив делают в зависимости от рисунка от одного до трех раз и более.

«Сплести» — это значит внутреннюю коклюшку в правой руке перекинуть или подложить под внутреннюю коклюшку левой руки, т.е. две внутренние коклюшки из разных пар поменять местами, но збязательно правую под левую, а не наоборот. Переплетение «перевить» и «сплести» один раз назы­вается «ползаплета». Повторив это плетение еще раз, получим плетение в полный заплет. Это азбука плетения.

0

6

Стоимость вологодского кружева

1. Разработка узоров для:
скатертей – от 500 рублей;
мерных кружев – от 150 рублей;
одежды – от 1000 рублей;
воротничков – от 200 рублей;
косынок – от 350 рублей;
декоративных панно – от 200 рублей.

2. Изготовление кружевных изделий на заказ
скатерти – средняя цена 6000 рублей;
мерные кружева – средняя цена 1700 рублей за 1 метр;
одежда – цена зависит от размеров изделия и трудоемкости работы;
воротнички – средняя цена 2500 рублей;
косынки – средняя цена 4000 рублей;
декоративные панно – стоимость вологодского кружева зависит от сложности изделия и его размеров.

0

7

Старинное кружево

Очень симпатичная шляпка! К сожалению, описание на иностранном языке

Интересное украшение

Осинка (фото)

Угол мерного кружева

0

8

Я всегда мечтала научиться плести кружева, но сейчас подводит зрение. А как красиво!!!!!!

0

9

Лана, это безумно красиво! Вот, пытаюсь освоить с помощью Ирины, с которой познакомились в Вконтакте (ее страница Вконтакте, а это ее группа по кружевам). Что-то получается, что-то не очень.

http://s017.radikal.ru/i414/1112/9d/a5a9c0c91cdat.jpg     http://s13.radikal.ru/i186/1112/1a/f1410aa64f66t.jpg     http://i017.radikal.ru/1112/42/788f61f496f8t.jpg     http://s54.radikal.ru/i145/1112/3a/6e5a6ee0b21dt.jpg     http://s49.radikal.ru/i123/1112/ac/1ddaa2fd6ca5t.jpg       http://s017.radikal.ru/i440/1112/47/3f374b4b90f6t.jpg

Потому и тему тут эту замутила: может, еще кто хочет научиться.

0

10

Алёна, это твои работы?  Великолепно!!!! Я в восторге. Ты, молодец! За какой период научилась? И где купила коклюшки?

0


Вы здесь » Волшебный клубок » Что мы ещё умеем. » КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ>>