Волшебный клубок

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Волшебный клубок » Что мы ещё умеем. » ТКАЧЕСТВО


ТКАЧЕСТВО

Сообщений 1 страница 10 из 30

1

Вдруг ударило в голову: ХОЧУ УЗНАТЬ О ТКАЧЕСТВЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.
Когда-то наши пра-пра-пра-прабабушки в домашних условиях САМИ изготавливали ковры, ткани, пояса и прочее. Стало интересно, как это было раньше и что можно сделать сейчас в наших услових, в наших малогабаритных квартирах. Не поставишь же дома ткацкий станок - он займет как минимум полкомнаты! А этого родные могут не оценить. И вот решила собрать материал по этой теме: ткацкие станки, бердышки, прочие приспособления, техники. Есть идеи и материал - делитесь!

0

2

Начнем, пожалуй, с истории. (с сайта ПАВОЛОКА )

Зарождение ткачества

Сложно судить о времени зарождения искусства и ремесел, корни которых теряются в глубине тысячелетий, а материальные следы (дерево, волокнистые материалы) непрочны и недолговечны. Нам остается один путь - путь аргументированной гипотезы, основанной на следующих основных группах источников информации: этнографическая - древние устройства и методы, сохранившиеся в традициях современных цивилизаций или используемые примитивными племенами;
археологическая - находки ткацких устройств или их деталей, тканей;
художественная - изображения в произведениях искусства соответствующего периода (вазовая или настенная живопись, рельефы и т. д.);
литературно-фольклорная - исторические описания из различных литературных памятников соответствующего периода или описания, сохранившиеся в фольклоре;
аналитическая - основанная на анализе социально-экономических условий, сохранившихся тканей, их возможного распределения по географическим регионам.

Анализируя возможность использования приведенных групп информации, следует отметить, что применительно к начальному периоду истории ткацкой техники полезной будет только пятая группа, в той ее части, где речь идет об анализе социально-экономических условий. Основным стимулом появления одежды у человека считают необходимость защиты тела от неблагоприятных воздействий среды. По мнению некоторых исследователей, дополнительным стимулом служило удовлетворение инстинкта созидания у древних людей, в особенности у живших в местах с благоприятными климатическими условиями.

Необходимой предпосылкой для ткачества является наличие сырья. На этапе плетения это были полоски кожи животных, трава, тростник, лианы, молодые побеги кустов и деревьев. Первые виды плетеной одежды и обуви, подстилки, корзины и сети были первыми ткацкими изделиями. Считают, что ткачество предшествовало прядению, так как в виде плетения оно существовало еще до того, как человек открыл прядильную способность волокон некоторых растений, среди которых были дикорастущая крапива, «окультуренные» лен и конопля. Развившееся мелкое скотоводство обеспечивало различными видами шерсти и пуха.

Конечно, ни один из видов волокнистых материалов не мог сохраниться длительное время. Самой старой тканью в мире является льняная ткань, найденная в 1961 году при раскопках древнего поселения у турецкого поселка Чатал Хюиюк и изготовленная около 6500 лет до н. э. Интересно, что эту ткань еще до недавнего времени считали шерстяной и лишь тщательное микроскопическое исследование более 200 образцов старых шерстяных тканей из Центральной Азии и Нубии показало, что ткань, найденная в Турции, льняная.

При раскопках поселений озерных жителей Швейцарии было обнаружено большое количество тканей из лубяных волокон и шерсти. Это послужило еще одним доказательством того, что ткачество было известно людям каменного века (палеолита). Поселения были открыты зимой 1853- 1854 годов. Та зима выдалась холодной и сухой настолько, что уровень альпийских озер Швейцарии резко понизился. В результате местные жители увидели развалины свайных поселений, покрытые многовековым илом. При раскопках поселений был открыт целый ряд культурных слоев, самые нижние из которых датированы каменным веком. Были найдены грубые, но вполне пригодные для использования ткани из лубяных волокон, лыка и шерсти. Некоторые ткани были орнаментированы стилизованными человеческими фигурами, раскрашенными естественными красками.

В 70-е годы ХХ века с развитием подводной археологии вновь развернулись исследования поселений в обширном альпийском районе на границах Франции, Италии и Швейцарии. Поселения датировались от 5000 до 2900 лет до н. э. Найдено много остатков тканей, в том числе саржевого переплетения, клубков нитей, берд деревянных ткацких станков, деревянных веретен для прядения шерсти и льна, различных игл. Все находки указывают на то, что жители поселений занимались ткачеством сами.

Первые ткани были очень просты по структуре. Как правило, они вырабатывались полотняным переплетением. Однако довольно рано стали производить орнаментированные ткани, используя в качестве декоративных элементов религиозные символы, упрощенные фигуры людей и животных. Орнамент наносился на суровые ткани вручную. Позднее стали орнаментировать ткани вышивкой.

Дошедшие до нас памятники культуры и прикладного искусства позволили восстановить характер применявшихся в то время узоров, покрывавших кайму ворота, рукава и подол одежды, иногда пояс. Характер узоров менялся от простых геометрических, иногда с использованием расти- тельных мотивов, к сложным с изображением животных и людей.

Передняя Азия

Плетение и ткачество были широко развиты в Древнем Двуречье. Для плетения чаще всего использовали тростник. Тростниковыми плетенками прикрывали или обвертывали покойников, ими завешивали дверные и оконные проемы, стены домов. Из тростника плели корзины для хранения документов в храмах и дворцах. Более тонкие вещи плели из травы. Такое плетение изображено на золотых филигранных ножнах из гробницы Мескаламдуга.

Ведущую роль в хозяйстве Двуречья играла культура финиковой пальмы. Из ее листьев делали вожжи, кнуты, различные крышки, плетенье для грузовой телеги.

В изобразительном искусстве Двуречья имеется лишь один рельеф позднего времени с изображением знатной эламитянки, занятой прядением, но в самых древних поселениях Хлама были найдены пряслица, обвернутые в куски ткани медные топоры. Пряслица из обожженной глины и камня - были найдены Р. Кольдевеем при раскопках Вавилона. В текстах из Фары-Шуруппака упоминаются нити, руно, пряжа, намотанная на шпулю. При раскопках в Уре найдены остатки ткани (или войлока), которой был подбит знаменитый золотой шлем Мескаламдуга.

Ткачеством занимались как рабы, так и свободные ремесленники. Рабы работали под началом надзирателя в "доме ткачей" в царских и храмовых хозяйствах и делились на две категории: старших и младших ткачей. Свободные ремесленники жили в особом квартале: текст из Керкука, хранящийся в Лувре, упоминает о «квартале ткачей». Записи о ткачах, работавших около 2200 года до н. э., найдены в халдейском городе Уре. В больших хозяйствах ткачам по счету выдавались «медные станки»: вероятно, речь идет о каких-то ткацких принадлежностях.

Сохранились целые списки одежд времени III династии Ура, где наряду с одеждой из волокна и из «травы» говорится о роскошной одежде, покрытой золотом и драгоценными камнями, об одежде мягкой нежной, твердой и плотной. Изготовленная одежда взвешивалась (одна из них, например, весила около 1300 граммов).

Хорошее представление об узорах тканей того времени дают барельефы. Например, алебастровые барельефы, когда-то покрывавшие стены дворцов Ниневии, датируются не позднее VIII века до н. э. Как утверждают многие ассириологи, орнамент барельефов есть не что иное, как подражание вавилонским тканям, а сами барельефы - косвенное свидетельство существования коврового производства.

Среди первых текстильных материалов были шерсть и лен. В VII веке до н. э. после завоевания Вавилона Синахерибом народы Двуречья познакомились с хлопчатником. «Деревья, дающие шерсть», упоминаются на ассирийском цилиндре того времени.

Известные в древности вавилонские ткани славились многоцветьем и сложностью орнамента. По Плинию Старшему, именно в Вавилоне была изобретена многоцветная вышивка.

Найденные при раскопках медные и бронзовые иглы говорят о том, что вышивка и шитье в Двуречье были известны, возможно, ранее 1100 лет до н. э.

Техника ткачества народов Древнего Двуречья пока остается неизвестной, так как до сих пор не найдено ни деталей ткацких станков, ни их изображений, неизвестна нам и технология ткачества.

Самыми старыми из текстильных цветных изделий  Передней Азии остаются ковры и ткани, найденные в оледенелых курганах Горного Алтая. Древнейшим в мире является шерстяной узелковый стриженый ковер V века до н. э., обнаруженный в пятом Пазырыкском кургане, изготовленный где-то в Мидии или Персии. Прямоугольный ковер размером 1,83 х 2 метра имеет сложный узор, включающий изображения всадников с лошадьми, ланей и грифов. В том же кургане найдены ткани, покрывавшие войлочный чепрак и нагрудник и изготовленные на горизонтальном ткацком станке с расположением вертикальных линий узора вдоль утка. Все ткани двусторонние, многокрасочные, плотность по основе 22 - 26 нитей на сантиметр. В ткани, покрывавшей чепрак, плотность по утку 55 нитей на сантиметр, на некоторых узорных участках - до 80 нитей на сантиметр, ширина ткани составляет не менее 60 сантиметров.

На нагрудник нашита полоска ткани шириной 5,3 сантиметра и длиной 68 сантиметров с плотностью по утку от 40 до 60 нитей на сантиметр. На ткани изображены идущие вереницей 15 львов, по ее краям выполнена кайма из чередующихся цветных треугольников.

Качество тканей и тонкость рисунка позволяют судить о довольно высоком уровне ткачества в Передней Азии середины первого тысячелетия до н. э. Для примера можно отметить, что в изображениях человеческих фигур на ткани, покрывавшей чепрак, можно различить даже ногти на пальцах рук, и это при ширине самой ткани 6,5 сантиметра. Высокое качество тканей позволяет предположить хороший уровень ткачества и в более ранний период. Известный советский искусствовед С. И. Руденко полагает, что «упоминаемые древними авторами шитые иглой узоры ... вовсе не вышивки в современном их понимании, а тончайшие гобеленовые рисунки, полученные в процессе изготовления ткани на ткацком станке».

Древний Египет

Начиная примерно с 3400 года до н. э. проследить за развитием ткачества довольно несложно. Египетский метод мумификации, погребение вместе с умершим множества предметов из повседневной жизни, особые климатические условия Египта, способствовавшие сохранению большого числа погребений, дали человечеству значительные практические сведения о жизни и привычках древних египтян. Кроме того, до нас дошло много памятников египетской живописи и скульптуры, по которым также можно судить о развитии ткачества.

Сохранились льняные ткани неолитического, бадарийского и додинастического периодов и эпохи 1 династии. На фрагментах льняной ткани из додинастического погребения в Гебелайне изображена сцена охоты на гиппопотама на двух лодках разных размеров. В гробницах фараонов I и II династий (3400 - 2980 годы до н. э.) найдены ткани с основными и уточными нитями одинаковой толщины и с плотностью по основе - 48 нитей на сантиметр, по утку- 60 нитей на сантиметр. Ткани мемфисской династии (2980- 2900 годы до н. э.), найденные в гробницах в Верхнем Египте, тоньше современных льняных полотен и имеют плотность 19Х32 и 17Х48 нитей на квадратный сантиметр.

В египетских гробницах были также найдены деревянные и глиняные фигурки (около 2500 года до н. э.) ткачей и сновальщиков за работой. Снование с помощью колышков, забитых в землю, до сих пор используется некоторыми народами в ручном ткачестве (например, в Гватемале).

Среди рисунков на стенах гробницы Хемотепа из Бени - Хасана (2000 - 1788 годы до н. э.) есть несколько рисунков  изображением вертикального станка и работающих ткачей, а также процессов изготовления пряжи и подготовки ее к ткачеству. Аналогичные изображения имеются на стенах еще нескольких гробниц XII династии в Бени-Хасане и Эль-Берше, а также в гробницах XVIII династии в Фивах. В Фивах археолог Уинлок нашел модель времени XI династии, изображающую ткущих женщин.

Ткани египетских мумий показывают, что люди Древнего Египта владели совершенным ткацким мастерством. При всем нашем современном оборудовании мы не можем достичь некоторых результатов, полученных когда-то древними мастерами. В отдельных тканях египетских мумий плотность по основе превышает 200 нитей на сантиметр, в то время как современное ткацкое оборудование не позволяет вырабатывать ткани с плотностью по основе большей чем 150 нитей на сантиметр. Так, например, повязка на лбу мумии, хранящейся в одном из английских музеев, сделана из полотна с плотностью по основе 213 нитей на сантиметр. Линейная плотность пряжи в этой ткани 0,185 текс (т. е. масса одного километра пряжи составляет 0,185 грамма) . Масса одного квадратного метра такой ткани составила бы 5 граммов.

Интересны результаты исследования образца ткани египетской мумии, хранящейся в Ивановском художественном музее [3]. Ткань датируется XVI - XV веками до н. э. и  состоит из четырех слоев: полотна, пропитанного прозрачным веществом желто-охристого цвета, белого грунта, напоминающего по цвету и блеску рыхлый снег, краски- зеленого, красного и желтого цветов, прозрачного лака серовато-пепельного цвета. Ткань полотняного переплетения имеет плотность по основе 24 нити на сантиметр, по утку- 13 нитей на сантиметр. Грунт состоит из мелких анизотропных кристаллических обломков белого цвета, нерастворимых в эфире. Краска аморфная, с кристаллическими включениями, нерастворимая ни в воде, ни в универсальных органических растворителях, сохранила свежесть и яркость. Лак аморфный, не подвергшийся кристаллизации. Полученные результаты говорят о том, что в датируемое время египетские мастера умели изготовлять прочные полотняные ткани, знали способ их предохранения от тления, им был известен некристаллизующийся лак, сохраняющий яркость и свежесть красок в течение длительного времени.

В музеях мира хранится большое число образцов орнаментированных тканей, датируемых около 1500 года до н. э. Несколько образцов цветной гобеленовой льняной ткани было найдено в гробнице фараона Тутмоса IV (1466 год до н. э.). На ковре из этой гробницы виден узор в виде лотосов, полукругов и обычного для Древнего Египта крестообразного амулета. В погребении молодого фараона Тута, относящемся примерно к этому же времени, было найдено большое количество изумительных по красоте тканей.

На стене спальни в главном дворце Ахетатона, столицы фараона Аменхотепа IV (Эхнатона), сохранились остатки росписи с изображением дочерей фараона, сидящих на подушках. Рисунок тканей на подушках представляет собой параллельно расположенные ромбы голубого цвета на розовом фоне. В рельефе из гробницы Пареннефера в Ахетатоне также имеется изображение подушки, покрытой узорной тканью. Узор ткани выполнен в виде «дорог» из ромбов разных размеров. На крышке ларца из гробницы Тутанхамона (1375- 1350 годы до н. э.) изображена сцена охоты фараона на львов. На фараоне одежда из ткани золотистого цвета с несложным геометрическим орнаментом. Конь в колеснице фараона покрыт узорной тканью, вероятно, ковром, с мотивами геометрического орнамента на золотистом фоне и с тремя темно-синими полосами по краям. Поле ткани между полосами заполнено тем же узором, что и основной фон ткани.

Древние египтяне знали и широко применяли окрашивание пряжи. Ткани мумий имеют кромки голубого и желто- коричневого цветов. Ложе мумии Тутанхамона покрывала темно-коричневая ткань. Цветом, близким к черному, окрашена ткань, покрывавшая парадные жезлы. На статую телохранителя у входа в гробницу была накинута тонкая темно-желтая ткань. В гробнице Тутанхамона найдено так- же несколько изделий из цветной гобеленовой льняной ткани.

В Древнем Египте ткачество было тесно связано с мелким крестьянским хозяйством. Ткани были натуральной податью землевладельцев как в Древнем, так и в Новом царстве. При XVIII династии визирь Рехмир принимал в числе подносимых ему даров ткани различных сортов.

Основываясь на тканях римского периода, найденных в Антиное и Александрии, археолог Э. Флемминг высказал предположение, что они были изготовлены на ткацком станке с подвязями. Однако вопрос о происхождении этих тканей долгое время оставался дискуссионным. Первые находки были сделаны в Антиное еще в 1896 - 1897 годах, и ведущие востоковеды того времени - Стржиговский и позднее Херцфельд - признавали иранское происхождение тканей, датируя их временем Сасанидов (224 - 651 годы). Немецкий историк искусства О. фон Фальке в своем известном труде «Художественная история шелкоткачества» защищал гипотезу о местном происхождении тканей. Этой точки зрения придерживались многие ученые, в том числе и Э. Флемминг, пока Р. Пфистер на основе дополнительных материалов, полученных французской археологической экспедицией, не доказал, что ткани были изготовлены в сасанидской Персии. Крупнейший историк текстильного искусства А. Майер, всю жизнь посвятившая изучению художественных тканей, так же как и Э. Флемминг, считает, что упоминаемые ткани были выработаны на станке с подвязями. Иран является родиной этого примечательного технического изобретения, о котором мы еще будем говорить.

Однако вернемся к Египту. В птоломеевский период ткачество было царской монополией, но со II века до н. э. начинает распространяться и частное ткацкое производство. Как правило, частное ткацкое производство было семейным, но иногда использовали также труд наемных работников.

Америка

Северная и Центральная Америка. Ткачество на американском континенте, как и ткачество в странах Старого Света, уходит своими корнями в глубь веков. Раскопки поселений, существовавших задолго до цивилизации инков, показали, что древние люди были весьма искусны в ткачестве.

Индейцы, как и египтяне, начинали с простых тканей полотняного переплетения, но вскоре уже изготовляли ткани таких переплетений, как саржевое и перевивочное. Они создавали сложные геометрические узоры, которые ткали или раскрашивали вручную.

Древние люди использовали в ткачестве лен, траву, волос бизонов, кроликов и опоссумов. Позднее они научились использовать шерсть этих животных, а их знакомство с хлопком произошло одновременно с народами Старого Света. Ткацкие станки были похожи на найденные при раскопках в Египте. Отличие заключалось только в том, что для внесения утка в зев вместо челнока они использовали длинный прутик.

В древних каменных пещерах в горном массиве Озарк были найдены тканые сумки, рыболовные сети, обувь, сплетенная из травы, и одежда из перьев. Древние глиняные сосуды племени алгонквин имеют отпечатки тканей или веревок, указывающие на то, что при изготовлении сосуды обертывались в тканый материал.

Так называемые изготовители корзин (2000 год до н. э.)  делали тканые сумки и отлично сплетенные корзины. Значительный шаг вперед в ткацком искусстве сделали  народы, жившие после «изготовителей корзин» на юго-востоке Северной Америки. Среди образцов тканей, изготовленных в то время, имеются ткани, сделанные из пряжи, полученной из волокон дикорастущих растений. После того как в качестве сырья для получения пряжи стали использовать хлопок, в хлопчатобумажные ткани часто вплетались перья (например, перья индюшек). Доисторические индейцы передали свое умение изготовлять ткани потомкам- индейцам, о которых имеются письменные свидетельства. Последние в свою очередь обучили индейцев навахо, переселившихся после испанской колонизации на toro-запад Северной Америки. Навахо оказались способными ученика- ми и вскоре превзошли своих учителей. Они делали более тонкие и сложные ткани.

И в настоящее время индианки племени навахо ткут на ручных станках так же, как это делали их далекие предки. Они ткут одеяла, узоры которых хранятся только в их памяти. Одеяла и подстилки навахо изготовляют в гобеленовой технике. Большинство этих изделий сотканы так плотно, что не пропускают воду. До настоящего времени индианки в одном месте нарушают рисунок так, чтобы «злой дух» мог выйти из одеяла. Эта своеобразная маркировка отличает одеяла навахо.

От ткачества майя остались лишь пряслица и небольшое количество фрагментов тканей, найденных на дне источника Чичен Ица. И только фрески, керамика и скульптура рассказывают нам о тканях майя, которые, судя по изображениям, были так же красивы, как и перуанские ткани. Из сырья широко использовали однолетний и многолетний хлопчатник, который растет по всему полуострову Юкатан. Из Мексики привозили шерсть кроликов. Перед ткачеством пряжу окрашивали в соответствии с символикой, принятой у майя. Изготовляли простые грубые ткани «манта» длиной 16,5 м, красочные ткани «хуипил» для женщин, ткани для мужских штанов и занавесей, накидки для вождей, священников и идолов. Из ткани «манта», вымоченной в соляном растворе, делали защитное снаряжение.

Ткацкие устройства майя ничем не отличались от обычных устройств, используемых всеми американскими индейцами. Ткачество у майя было домашним занятием женщин. В отличие от инков майя не назначали «отобранных женщин» ткать при монастырях. Ткани изготовляли как для себя, так и на продажу.

Перу. Одним из выдающихся центров древнего ткачества является Перу. По сухости климата Перуанское побережье напоминает Египет. Как и в Египте, места для погребений выбирали в пустынных районах, где дождя практически не бывает, что обеспечило хорошую сохранность тканей. Перуанские «мумии», как и египетские, заворачивали в тонкие ткани, вероятно, специально изготовлявшиеся для погребальных целей.

Древние жители Перу знали хлопок, шерсть и лубяные волокна (кроме льна, который был неизвестен). Мы не имеем сведений о начале текстильного производства в горах, но на побережье первым волокном был хлопок, лубяные волокна использовали в основном для специальных изделий: тонких сеток для волос, веревок и т. п. Очень рано среди материалов появляется шерсть лам, альпак и диких викун. Для грубых тканей использовали шерсть ламы (желто- коричневого цвета), более тонкой была шерсть альпаки (белого, черного и коричневого цветов).

Самые ранние ткани Перу были найдены при раскопках Уака Приета, палеолитического поселения на Северном побережье, датируемого около 2500 года до н. э. Было найдено около 3 тысяч фрагментов тканей, в основном хлопчатобумажных, и лишь небольшое количество из какого-то местного лубяного волокна, шерстяных тканей не было вообще. Около 78 процентов тканей выполнено в технике перевивки, непосредственно развившейся из плетения.

Европа.

Кости животных использовали наши предки для изготовления самых разных вещей. В Северной Европе,в том числе и в Древнем Новгороде, где при раскопках собрано более 400 таких костей 0 орудий труда. Но еще больше найдено там заостренных предметов, именуемых проколками и изготовленных из костей овцы, козы, лошади, собаки, лося или других животных. Наибольшее число новгородских проколок относится к самым древним горизонтам X века, меньше их оказалось в слоях XI века, а количество еще более поздних и вовсе незначительно. То же характерно и для других центров Древней Руси. Если предположить, что такие заостренные кости применялись как инструмент, прокалывающий кожу, то уменьшение их количества могло быть связано с появлением более совершенных орудий. Этого, однако, не наблюдается.

Скорее всего, проколки служили инструментом ткача, подбивавшего им нити утка и, кстати, для той же цели могли использоваться мечевидные деревянные орудия, обычно принимаемые за детские игрушки. Уменьшение числа и тех и других в более поздних археологических слоях, по-видимому, связано с периодом усовершенствования ткацкого производства. Дело в том, что такая подбивка была нужна лишь при работе на вертикальном станке, где полотно ткали сверху вниз. Такие станки - благодаря своей исключительной простоте - имелись буквально в любом хозяйстве, ведь вся одежда была в те времена домотканой. С появлением же горизонтального станка изменилась сама технология ткачества: специальное решетчатое устройство стало равномерно распределять нити основы и прижимать нити утка.

(Горизонтальный станок был уже значительно эффективнее и принадлежал обычно ремесленнику-профессионалу. В Западной Европе он получил распространение в XI веке - с появлением первых крупных центров текстильной индустрии во Фландрии, Англии и на севере Франции.

Археологические свидетельства появления горизонтального станка немногочисленны: отдельные его детали находят в напластованиях XI века в Хедебю и Гданьске. И судить о его распространении чаще приходится по отсутствию в слое деталей вертикального станка - таких, как проколки и мечевидные предметы из Новгорода.

Русь.

Всю историю славянского ткачества можно рассказать по предметам крестьянского быта. Наиболее распространёнными видами народного бытового искусства были вышивка, узорное ткачество, вязание, резьба и роспись по дереву, обработка бересты и металла. Такое многообразие форм изобразительного творчества обуславливалось самой жизнью народа. Условия натурального хозяйства заставляли создавать домашнюю обстановку,утварь, орудия труда и одежду своими руками. Эти вещи сопровождали его в течение всей жизни, а потому понятно, что крестьянин стремился делать не только полезные и удобные, но и красивые предметы.
Высокого уровня развития достигло среди славян искусство узорного ткачества. На примитивных ткацких станах они вырабатывали гладкие полотна и прекрасные по своим художественным достоинствам рисунчатые ткани. Часть узорных изделий украшала одежду, другая - крестьянский интерьер. Материалом служили льняные нити. Зачастую к льняной добавляли конопляную или шерстяную нить.
   Узоры орнамента создавались благодаря использованию различных приемов переплетения нитей в самой ткани.
   Наиболее простой и распространённый способ орнаментации применялся у славян в пестрядинных тканях с полотняным переплетением. Эти ткани использовались для будничной одежды - мужских и женских рубах, сарафанов. Узоры пестряди для одежды были в клетку, полоску, очень сдержанной расцветки. Преобладали голубые, серые, сиреневые тона, перекликавшиеся с колоритом окружающей природы. Иногда в тканях с добавлением шерстяной или конопляной нити использовались яркие и сочные цвета: красный, коричневый, розовый и другие.
   Праздничную одежду, в частности женские рубахи, шили из холста белого цвета, подолы украшались красной полосой тканого узора. Общий колорит и подбор тонов в традиционной одежде свидетельствуют об удивительном вкусе и чувстве гармонии у славянских мастериц.
Тканые узорные полотенца, подзоры и женские рубахи изготовлялись браной двухуточной техникой тканья. Техника браного двухуточного тканья не отличается особой сложностью, но она очень трудоёмка и требовала от ткачихи большого внимания - малейшая оплошность при отсчёте нитей вызывала искажение всего рисунка.
   Техникой тканья обуславливался характер браных узоров и их композиционный строй. На подзорах и полотенцах узоры располагались строгими горизонтальными рядами, с преобладанием трёхчастных композиций : срединной широкой полосы и бордюров, симметрично обрамляющих центральную кайму. Многоярусными композициями украшали особенно нарядные - дарственные полотенца.
Несмотря на небольшой круг исходных мотивов, тканые узоры чрезвычайно разнообразны по общему виду, что достигалось благодаря различным комбинациям и перестановке фигур. Даже простое удлинение или укорочение геометрических фигур создавало новый орнамент.
Ткацкие станки древних славян были сделаны из толстых брусьев станины и поднёбника. На последнем крепятся все подвижные его части: рамы нитянок - ремизок с петлями из льняных ниток. В петли одной из рам продеваются чётные нити основы, в петли другой рамы - нечётные. Через подвижные блоки, привязанные к поднёбнику, пропускают веревки, соединяющие подножки с ремизками. Наступить на одну из них -поднимается чётная группа основы, на другую - нечётная.

0

3

Интернет магазины предлагают ткацкие станки. Но они или громоздки, или дороги, или и то и другое, особенно если не собираешься сделать свое увлечение ткачеством видом заработка.

http://s006.radikal.ru/i213/1101/12/22aba1b643c6t.jpg Bandloom
Bandloom – лентоткацкий станок. Продолжает ассортимент ручных ткацких станков из Швеции и предназначен для создания поясов, лент, тесьмы. Будет интересен для ткачей, любящих бердо и дощечки. Станок удобный, лёгкий и занимает мало места! Вас обрадует простой процесс и оригинальный результат!
Технические характеристики
Максимальная ширина полотна до 13 см.
Место на полу – 40х92 см.
Высота станка – 115 см.
Интернет цена: 10240.00 руб     

http://i037.radikal.ru/1101/a7/db169d49db51t.jpg    Emilia
Emilia – настольный, компактный станок. Для большей устойчивости крепится к столешнице специальным держателем. Станок имеет бердо(34,5 см) из прочного пластика с удобными овальными глазками. Если Вы желаете радовать себя и близких тёплыми шарфами, мягкими ковриками и необычными салфетками, то Emilia вас ждёт!
Технические характеристики
Максимальная ширина полотна до 34 см.
Ширина – 52 см.
Длинна – 62 см.
Высота - 26 см.
Интернет цена: 10080.00 руб.

http://s009.radikal.ru/i307/1101/ec/36afcdbd3de0t.jpg     Julia
Julia открывает широкие возможности перед пользователем. На станке Вы сможете создавать множество интересных изделий: платья, сумки, шарфы, пояса, элементы одежды, гобелены и объединять в них различные технологии ткачества и современные формы. В Julia используется до 6 ремизок, что даёт возможность создавать разные ткани по фактуре. Это устойчивая и добротная конструкция. Каждая деталь станка продуманна для полного Вашего удобства! За этим станком Вы совместите отдых с любимым делом!
Технические характеристики
Максимальная ширина полотна до 68 см.
Место на полу – 80х78 см.
Высота станка – 130 см.
Цвет – натуральное дерево
Интернет цена: 28800.00 руб.

http://s04.radikal.ru/i177/1101/db/98f4eced0ef9t.jpg     Susanna
Новый, напольный станок с бёрдышком. Имеет устойчивую и прочную конструкцию. Выполнен из берёзы. Идеально подойдёт для начинающих ткачей. Обратную сторону станка можно использовать, как сновальную раму. Для этого станок нужно перевернуть и вставить колышки.
Технические характеристики
Максимальная ширина полотна до 70 см.
Ширина – 75 см.
Длинна – 85 см.
Высота - 65 см.
Интернет цена: 19200.00 руб.

(с сайта Компании ЭЛФОРТ)

0

4

На сайте Поделки дома нашла вот такой вариант станка для дома.

Простой ткацкий станок

Этот станок легко умещается на столе. И тем не менее на нем можно сделать вещи не хуже фабричных.

http://s013.radikal.ru/i324/1101/54/0adba0c6fd2bt.jpg

Ваши мамы и сестры, наверное, непрочь бы выткать в домашних условиях узорчатую дорожку, разноцветную салфетку или коврик. Для этого необходим ткацкий станок, простейший вариант которого вы легко сможете построить сами.

Ткацкий станок состоит из деревянной рамы, на которой растягивается основа будущей ткани. Витки основы проходят через канавки, вырезанные в противоположных боках рамы. Между нитками основы расположена деревянная планка квадратного сечения. Планка надрезана до половины своего сечения (по диагонали) так, что надрезы приходятся точно на каждую вторую нитку. Таким образом, половина ниток (на рисунке — красные) идет горизонтально и проходит через надрезы планки.

Остальные нитки (на рисунке — синие) «опираются» на край планки, они «подняты» довольно высоко над красными. Расположение синих ниток соответствует надрезам на планке.

Если мы повернем планку влево на 90°, то красные нитки, «выскользнув» из надрезов, окажутся наверху, синие же, войдя в соответствующие надрезы в планке, переместятся в горизонтальное положение.

Если между красными и синими нитками поместить отрезок пряжи и повернуть планку, то пряжа будет зажата между нитками основы. Передвигая планку набок (направление обозначено стрелкой), мы прижимаем нитки плотно друг к другу. Теперь можно ткать.

Обратите внимание: на рисунке основа обозначена двумя цветами, чтобы легче понять принцип действия станка. Но она может быть и одноцветной.

Пряжа, зажатая нитками основы, называется уток. Она состоит из длинной нитки, намотанной на челнок (см. рис.). Нитки на челноке могут быть разного цвета, и тогда мы получим ткань в полоску.

Для изготовления станка сначала приготовьте продольные части рамы.

Вырежьте из твердого дерева две планки длиной по 300 мм с поперечным сечением 12 х 12 мм. Концы планок нарежьте до половины их толщины на расстоянии 10 мм от их концов. Надрезанные концы планок срежьте острым ножом так, чтобы получились сужения.

Поперечные куски рамы деревянные, длиной по 200 мм с разрезом 10 х 22 мм. Концы поперечных планок обрежьте так же, как продольные. Потом поперечные планки закруглите рубанком, а затем напильником для дерева. Вдоль планок вырежьте канавки с сечением 1,5 х 2 мм на расстоянии 6 мм от закругленных концов планок. И еще нужно сделать в обеих планках тридцать поперечных надрезов.

Для этого приложите планки друг к другу поперечными канавками снаружи и слегка прибейте их друг к другу тонкими гвоздиками. Соединенные таким образом планки расположите так, чтобы надрезы находились под прямым углом к поперечным частям рамы.

Планку, поднимающую нитки основы, вырежьте из твердого дерева с сечением 17 X 17 мм. По длине планки сделайте надрезы по диагонали до половины сечения планки. На концах планок на расстоянии 22 мм вырежьте квадраты со стороной 14 мм.

Челнок из планочки длиной 210 мм с сечением 4 X 30 мм. Боковые края челнока слегка сожмите, чтобы облегчить его передвижение между нитками основы. В широкой части челнока вырежьте полукруглое отверстие с радиусом в 6 мм, а в суженной части просверлите отверстие с диаметром 12 мм. Для наматывания пряжи сделайте в челноке надрез шириной 2 мм от его края до просверленного отверстия.

Все элементы станка тщательно отшлифуйте наждачной бумагой, чтобы не было шероховатостей. Раму станка соедините столярным клеем и гвоздями. После того как клей высохнет, всю поверхность дерева покрасьте или покройте бесцветным лаком.

http://s008.radikal.ru/i303/1101/70/e14975a8b07bt.jpg

На рисунке вы видите размеры продольных и поперечных частей рамы, планки, поднимающей нитки основы и челнока.
источник: Юный техник, 1970, №12

0

5

Блог Ирины Дворкиной "О художественном текстиле и не только...

Ярмарка мастеров

0

6

Ручное ткачество: закладная техника

Ткани с закладными узорами обычно выполняют на ручном ткацком станке, что ускоряет работу. Однако в домашних условиях или в школьной мастерской ткань этой структуры можно выткать на прочной деревянной раме или с раздвижными клиньями.

http://i046.radikal.ru/1101/ce/9b68be91706dt.jpg

Итак, приступим к практическим занятиям. Нам понадобится глухая рама размером 50x70 см, а в качестве основы – тонкий хлопчатобумажный корд или катушечная нить № 0. Плотность основы 4 нити (2 пары) на 1 см. Чтобы навивка получилась равномерной, на верхней и нижней перекладинах следует нанести краской деления на сантиметры. Навивку основы на раму ведите круговыми движениями с клубка или бобины.

Привязав конец нити в левом углу нижней планки, поднимаем ее вверх, перебрасывая через верхнюю планку, укладываем в первом сантиметре, снова опускаем под нижнюю планку рядом с первой и вновь поднимаем вверх. Перебросив нить через верхнюю планку, уложите рядом с первой и ведите до нижней планки, подводя под нее и укладывая рядом с предыдущей. Так получим первую пару основных нитей – нечетную и четную.

http://i069.radikal.ru/1101/a6/6aefa5d81773t.jpg

Далее в том же порядке надо набрать нужное для ширины изделия количество пар основных нитей. В нашем примере при ширине ткани 40 см и плотности основы 4 нити (2 пары) на 1 см. Общее количество пар будет равно 80. Следите, чтобы расстояние между нитями было одинаковое, а натяжение тугим. Чем туже и ровнее натянуты нити основы, тем легче ткать и лучше будет изделие. Закончив навивку, конец нити следует завязать на нижней планке в правом углу и обрезать. В итоге получим две основы: одну с передней стороны рамы, другую с задней.

Работайте на передней. Возьмите круглую, ошкуренную палочку – цену – длиной 56 см и диаметром 2 см и слева направо наберите на нее нечетные нити передней основы друг за другом по всей ширине. С помощью цены надо оттянуть нечетные нити несколько вперед, образовав постоянный первый зев для прокладывания уточной нити.

http://i059.radikal.ru/1101/0a/7a936af57d30t.jpg

Теперь приступаем к ткачеству заправочной ленты. Двухметровую нить основы смотайте в мотушку, свободный конец заправив за первую пару основы, и слева направо проложите уток по частям под первый зев, передавая мотушку из левой руки в правую. На последней четной нити поверните уток в обратную сторону под четные нити основы, предварительно левой рукой оттягивая их поочередно на себя вперед и образуя развилку второго зева, в который уток прокладывается до левой кромки. Проложив уток туда и обратно, получите полный уточный ряд, равный по расстоянию одной паре основных нитей. Это главный модуль в построении полотняной ткани. Далее, в том же порядке, ткем полосу шириной 2–3 см. Уточную нить прокладывайте свободно, чтобы она не стягивала кромки. Если уточная нить окончилась, а ряд еще не наткан, ее можно надставить другим отрезком: один конец новой нити заправьте на уже проложенный уток, а вторым продолжайте прокидку в нужном направлении.

Уточные ряды необходимо прибить металлической вилкой, образуя плотную ткань.

http://s58.radikal.ru/i159/1101/c7/0e8fe09f1e75t.jpg

Для выполнения узора требуются три полушерстяные нити № 12 разного цвета, смотанные в мотушки отрезками по одному метру. Если пряжи нет, можно использовать узкие полосы ситца в 1 см или трикотажа. Рисунок закладной техники выполняется по счету нитей. Для удобства расстановки фигур предварительно выполним его на клетчатой бумаге с учетом, что каждая клетка равна одной паре основных нитей и одной полной прокидке утка. Чтобы выткать полосу шириной и длиной в 40 см, надо отсчитать 80 клеток по ширине и длине. Далее, выдерживая параллельность вертикальных и горизонтальных рядов, наносим контур будущего узора так, чтобы каждая орнаментальная фигура состояла из полных клеток и имела везде одинаковый уступ. Советуем раскрасить каждую фигуру с учетом, чтобы соседние были разными по цвету. Можно ткать и без технического рисунка, импровизируя узор в процессе ткачества.

http://s015.radikal.ru/i333/1101/56/f511a725f9aft.jpg

Сначала ткем гладкую одноцветную полосу шириной в 2 см, как при выполнении заправочной полосы. Далее пробросьте под нечетный зев уток «а», а под четный зев уток «б». Сделав так три раза, получите узор столбиком. Вновь ткем гладкую полосу шириной в 1,5 см и приступаем к раскладке утка по техническому рисунку слева направо под нечетные нити. Каждую фигуру, будь это фон или узор, выполните отдельными отрезками нити разного цвета.

http://s46.radikal.ru/i113/1101/87/cf1a3e7cd794t.jpg

Существует несколько способов закрепления утка на границах цветовых участков, которые обеспечивают прочность ткани. Наиболее распространенные два: закрепление за соседние нити основы с зазором и на общую нить без него. При выполнении сложных рисунков часто применяют оба способа. Мы же выполним наш рисунок, закрепив уток на соседние нити основы. Берем уток «а». Заложив один конец слева за кромочную нить, прокладывайте под нечетные нити по счету клеток до границы второй фигуры. Далее поверните уток на последней четной нити данной фигуры и следуйте в обратном направлении под четные нити до кромки. Заведя конец висеть свободно. Уток «б» можно заправить за первую нечетную нить второй фигуры и проложить под нечетные нити до границы третьей фигуры. На последней четной нити второй фигуры поверните его в обратную сторону и проложите под четные нити до начала второй фигуры. Поддеваем за первую нечетную нить, оставив конец висеть свободно. Аналогичным способом надо проложить уток под всеми остальными фигурами. Когда весь уточный ряд набран, металлической вилкой или колотушкой прибиваем его к опушке ткани так, чтобы основа была полностью скрыта утком. По техническому рисунку набранный ряд повторяется 4 раза, сохраняя ранее разложенные цветовые участки. В местах поворота утка появляется просвет-щель. Чем больше одинаковых прокидок по вертикали, тем больше щель. Поэтому в рисунках, выполняемых данным способом закрепления утка, избегают больших вертикальных линий. Преимуществом же этого способа является четкость цветного силуэта каждой фигуры. Раскладку новой узорной прокидки сделайте так же, как для первой, в соответствии с техническим рисунком по счету нечетных нитей основы.

http://s47.radikal.ru/i117/1101/de/551e730bbe91t.jpg

При закреплении цветных утков на общую нить основы раскладка цвета ведется в том же порядке, как описано ранее, только поворот цветного утка в начале второй, третьей и других фигур осуществляем не на первой нечетной нити этой фигуры, а на последней четной, заканчивающей предыдущий участок. Это позволяет убрать щель, но вертикальные линии становятся менее четкими.

Техникой закладного узорного ткачества можно создать разнообразные вещи, простые и более сложные по рисунку. Попробуйте для начала выполнить рекомендуемые нами рисунки, а потом сочините свои композиции. Ведь узорное ткачество – увлекательное занятие, доступное каждому, кто любит создавать красоту своими руками.

(использован материал сайта    Студия Егора Чернорукова )

0

7

Ручное ткачество: браная техника

Ручное ткачество разнообразно не только своими узорами, но и техникой воспроизведения. Браная техника издревле применяется для орнаментации рубах, полотенец, салфеток, скатертей и других изделий.

Освоить технику узорного ткачества можно на ручном настольном ткацком станке. Воспроизводим устройство такого станка.

При выполнении браных узоров необходимы две ремизки с нитяными подвижными глазками. Каждая состоит из двух деревянных планок, на которые нанизаны продетые одна в другую две петельки из тонкого хлопчатобумажного корда размером 5 см. В месте соединения верхней и нижней петелек образуется просвет – глазок. В него продевают нить основы. В первую дальнюю от ткача ремизку – нечетные нити, а во вторую – четные. Планки соединяют по краям сверху и снизу ремешками, перекинутыми через валики. Ремизками осуществляют подъем нитей основы для прокладки утка.

На настольном станке выполняются небольшие декоративные поделки шириной не более 30 см – салфеточки, украшения на фартук или платье. Можно сделать и большую вещь, соединяя фабричную гладкую ткань с узорной отделкой ручной работы.

Ткачество следует начинать с приготовления основы определенной длины, ширины и плотности. В данном случае – 2 м длиной, 30 см шириной и плотностью 10 нитей на 1 см. Для работы потребуется деревянная рама размером 50x30 см, с вбитыми в нее 8 металлическими колышками без шляпок по 4 с каждой стороны, также белая или цветная катушечная нить № 10 на бобине.

Свободный конец нити привяжите к первому колышку слева, затем ведите его поверх второго, за третий справа, четвертый слева, пятый справа, шестой слева, сверху седьмого. Далее сделайте восьмерку вокруг восьмого справа и тяните в обратном направлении под седьмой, обвивая шестой колышек слева, пятый справа, четвертый слева, третий справа, подведите под второй снизу и сделайте восьмерку вокруг первого слева. Проложив нить туда и обратно, получим первую пару (нечетную и четную) нитей основы. Для основы шириной 30 см наберите 150 таких пар, прокладывая нить между колышками, как это делалось для первой пары. Когда все пары набраны, конец нити надо закрепить за первый колышек, а в каждую восьмерку продеть по два шнура. Концы шнуров свяжите – верхние с верхними, нижние с нижними. Снятую аккуратно с колышков готовую основу сложите в косу. Для этого сделайте с одной стороны основы петлю, придерживая ее правой рукой. Левой протягивайте вторую петлю, третью, и так до конца. Последнюю петлю слегка затяните.

Теперь с косы основу надо навить на сновальный вал станка. Вынув пруток, укрепленный в пазе основного вала, и надев на него петли свободного конца основы, разровняйте их и вставьте обратно пруток в паз вала, закрепив гвоздиками. Важно, чтобы нити основы шли прямо вверх к направляющему валику и через него к ремизу, а храповик основного вала запирался собачкой и не давал раскручиваться основе.

Шнуры, проложенные в восьмерку, можно заменить плоскими, гладкими планочками – ценами – для деления основных нитей на нечетные и четные. Планки с обеих сторон свяжите, чтобы между ними было расстояние 2–3 см. Отпустив из косы две петли, основу натянем на себя, а ценовые палочки отодвинем на 50 см от вала.

Разобрав основу на мелкие прядки, вложите ее в зубья направляющего рядка – деревянного бруса с вбитыми в него гвоздиками без шляпок на расстоянии 5 см друг от друга. Основу на вал лучше навивать втроем. Один держит косу, натягивая на себя и постепенно освобождая петлю за петлей. Второй вращает вал и навивает на него нити. Третий держит рядок, слегка поворачивая его вправо и влево, обеспечивая нужную ширину и равномерность распределения основы.

Ценовые палочки время от времени надо отодвигать назад, чтобы они не мешали. По окончании работы рядок уберите, петли на конце основы разрежьте, распределив нити на 10 групп. Каждая группа завязывается петлей без затяжки. Навитую на вал основу проберите в ремиз и бердо (бердо – металлическая гребенка, которую вставляют в батан – приспособление, обеспечивающее равномерное распределение основы по ширине ткани и прибоя утка). Перед выполнением этих операций следует отпустить основной вал, протягивая основу на себя, вновь закрепляя вал собачкой. Не забудьте проверить, чтобы на каждой ремизке было надето по 150 петелек.

http://s007.radikal.ru/i300/1101/01/a50e5d901f56t.jpg

Проборку в ремиз лучше начинать с левой стороны, первую нить в первый глазок дальней ремизки, вторую – ближней. Далее в том же порядке все нечетные в первую и все четные во вторую ремизку. Проборку ведите вдвоем. Один сзади станка разбирает нити по ценам на нечетные и четные и подает их по порядку, другой, продевая крючок в глазок петельки, захватывает нить и протаскивает на себя до отказа. Крючок держите бородкой вниз. Проборку ведите от пучка к пучку, отодвигая пробранные нити в левую сторону. По окончании работы нити завязываются.

Проверьте расчет берда. В нашей основе 300 нитей. При проборке по две нити в зуб употребляется бердо М 50 (50 зубьев на 10 см). Бердо желательно иметь фабричного изготовления. Проборку в бердо выполняйте вдвоем. Один подает по порядку по две нити (нечетную и четную), другой продевает крючок в зуб бердо, захватывает две нити, протаскивая их на себя. Проборку в бердо ведите от пучка к пучку. Пробранный пучок вновь завяжите петлей. Затем, отпустив собачку основного вала и закрепив его, протяните основу на себя. Перевяжите пучки на более мелкие прядки, завяжите петлями равной длины. После этого надо вынуть заправочный пруток из паза товарного вала, продернуть его в петли, разровнять и вставить обратно в паз, закрепив гвоздиками. Повернув основной вал в обратном направлении, натянем основу до предела и закрепим товарной собачкой.

Теперь наткем полотном 15 см заправочной полосы. Для этого возьмите катушечную нить № 10, намотайте ее на челнок и, поднимая поочередно первую и вторую ремизку, прокладывайте в зев уточную нить слева направо и наоборот, прибивая ее бердом до отказа к направляющему валику. Наработанную ткань протяните к товарному валу так, чтобы у направляющего валика осталось 2 см готовой ткани. На этом заправка станка заканчивается.

Особенностью браной техники является то, что узорный уток не участвует в полотняной структуре ткани, а подобно вышивке, рельефным настилом выделяется то с лицевой, то с изнаночной стороны. Узор можно выполнять с помощью специальной дощечки – бральницы, образующей узорный зев.

Попробуйте выткать по рисунку узорную полосу из ромбиков браным способом двумя утками. Для фона используйте катушку № 10, для узора – красное мулине. Натките два сантиметра полотна фоновым утком. Затем набирайте узор при закрытом зеве справа налево. Для этого заостренным концом введя бральницу в основу у правой кромки, как иглой, набирайте нити по счету рисунка – 10 наверх и 4 вниз до левой кромки. Подставив дощечку на ребро, в образовавшийся зев челноком проложите узорный уток от левой кромки до правой. В небольшой зев за ремизом вставьте шнур, отодвинув его к ценовой палочке. Вынув бральницу, узорный уток необходимо прибить бердом к опушке ткани. После каждой прокидки узорного утка под ремиз прокладывайте фоновый уток туда и обратно и прибивайте к опушке. Чтобы рисунок получился четким, каждую узорную прикидку повторяйте два раза. Для этого с помощью шнура возобновляем основную раскладку, подняв нужные нити основы. Вставив в полученный зев перед ремизом бральницу на ребро, проложите узорный уток. Вновь фиксируем зев на шнурок за ремизом, вынимаем бральницу и прибиваем узорный уток.

Вторую узорную прокидку набирайте в указанном порядке: 8 наверх, 8 вниз, 6 наверх и далее по рисунку до левой кромки, пробрасывая уток в узорный зев. Зафиксируйте вторую прокидку на шнур, прибив узорный уток к опушке.

Третью узорную раскладку набирайте по счету 6 наверху, 4 внизу, 2 наверху, 4 внизу, 4 наверху и далее по рисунку до левой кромки, оставив последние 6 нитей наверху. Вторичную фиксацию третьей прокидки на шнур делать не надо. Для четвертого ряда можно использовать шнур, зафиксировавший вторую, а для пятой – шнур первой прокидки, сохраняя набор нитей для уступа.

Когда весь рисунок выполнен, надо выткать полотном полосу шириной в 2 см. Для салфетки – 20 см. В этом случае третью, четвертую и пятую прокидки зафиксируйте на шнуры и с их помощью повторите рисунок с другой стороны в обратном направлении. Если рисунок не симметричный, то набор узора на бральницу делайте на весь рисунок. При этом фиксация узорной раскладки на шнур требуется только для получения уступа.

Ткань с браным узором выполняйте вдвоем. Один – набирает узор на бральницу по рисунку, прокладывает фоновой и узорный уток, прибивает их к опушке ткани. Другой – закладывает шнур в зев, созданный бральницей позади ремиза, отводит его к цене. Вновь придвигает шнур к ремизу, поднимает, образовывая зев для бральницы, и вынимает его.

Здесь приведен самый простой пример выполнения браных узоров с помощью ручного зевообразования. Освоение описанных приемов позволит самостоятельно применять их и для других рисунков при оформлении разнообразных предметов быта на более совершенном станке.

(использован материал сайта    Студия Егора Чернорукова )

0

8

Вот ткацкие станки и приспособления предлагает сайт ЭКОЯР

http://s58.radikal.ru/i161/1101/02/7b223a68c310t.jpg ТКАЦКИЙ СТАНОК `ОПТИМА` - (4-ЕХ РЕМИЗНЫЙ)
Домашний ткацкий станок,разработан для удобного использования в условиях городской квартиры. Максимальная ширина полотна - 65 см.
Цена - 28 000 руб.

http://s003.radikal.ru/i203/1101/f4/cce9af4d6326t.jpg  РУЧНОЙ ТКАЦКИЙ СТАНОК *ОПТИМА-МИНИ*
Максимальная ширина полотна - 50 см.
Материал:  липа, сосна, береза;
Каркас сборно-разборный,  металлический стопорный механизм натяжения основы, инструкция
Цена - 9 000 руб.

http://s012.radikal.ru/i320/1101/8a/473a75fe71a2t.jpg   http://s013.radikal.ru/i323/1101/5c/1333f1c068d6t.jpg  БЕРДЫШКО ДЛЯ РУЧНОГО ТКАЧЕСТВА |25 зубьев|
Цена - 1 000 руб.

0

9

БЕРДЫШКО ДЛЯ РУЧНОГО ТКАЧЕСТВА

Бердо 25 зубьев (50 нити)
http://s011.radikal.ru/i317/1101/51/a3a573daa7a4t.jpg

Справочная информация: Бердышко – старинный простой ткацкий станок. На нем можно в ручную ткать пояса и тесьму. Бердо бывает с разным количеством зубьев. Их количество определяется типом орнамента и способом ткачества. Для примера для начинающих:  На бердо имеющем 25 зубьев можно ткать пояса в 50 нити – максимум. (Для начинающих мастериц этого вполне достаточно).

Если вы собираетесь в работе использовать технику простого полотняного переплетения (шашечки) или заправочную технику (внизу представлен пример узора заправочной техники, и фрагмент пояса в этой технике)

http://s003.radikal.ru/i202/1101/8e/2104891a68bbt.jpg

- то количество нитей особой роли не играет, поскольку такой пояс легко регулируется вашим рисунком по ширине имеющегося бердо.

Но если вы собираетесь использовать технику бранного ткачества  (для орнамента), то на бердо 25зубьев -вы сможете выткать орнамент имеющий только 7 или 13 рядов.

  - орнаменты 7 рядов (7 узорных нитей)

  - орнамент 13 узорных нитей

http://s006.radikal.ru/i213/1101/4d/268a0804f7fft.jpg

Если выбранный орнамент содержит больше рядов, то необходимо бердо с большим количеством зубьев.

Данный расчет зубьев бердо для бранного ткачества берется из расчета того, что на одну узорную нить берется две фоновых , поэтому примерный расчет таков: если узорных нитей 7, то 7х3=21нить . Для такого орнамента необходимо бердо примерно на  12 зубьев.

Если узорных нитей 13, то 13х3=39 нитей (нужно бердо примерно 20 зубьев). Чаще  бердо выпускается на 25 зубьев (как бы универсально для узких тесемок и небольших поясков.

(использованы материалы сайта ЭКОЯР )

0

10

А вот руководство по ткачеству на берде в картинках  (с сайта Наследие предков )

Нам потребуется: бердо, нож для прибивания (им может послужить тяжелая линейка), челнок (им может послужить практически что угодно, на что можно намотать нитку), нитки, очень неподвижный предмет (хрестоматийный случай - батарея).

Сначала определимся с узором. Заправочные узоры для берда включают однотонные участки, продольную полоску, поперечную полоску и крапинку.

Чтобы получить однотонный участок, заправляем и в прорези, и в отверстия нитки одного и того же цвета. Чередование разноцветных однотонных участков дает продольную полоску.

Чтобы получить поперечную полоску, заправляем в прорези нитки одного цвета, а в отверстия – другого. Чередование полосатых участков разных цветов дает шахматную клеточку.

Если посреди однотонного участка заправить одну нитку, получится пунктирная линия. Несколько таких пунктирных линий дадут крапинку.

Чередуя однотонные и полосатые участки в заправке, можно получить множество разнообразных узоров. Например, фигуры, похожие на цепочку прямоугольников или на рыбий скелет.

Когда-нибудь я возьмусь это проиллюстрировать, а пока попытайтесь себе это представить или поразглядывайте чужие работы.

Заправку берда можно схематично изобразить вот так:

http://s008.radikal.ru/i304/1101/d0/9c4c317cf8e7t.jpg

Теперь наснуем нитки для основы. Длина рассчитывается по формуле: X=1,2L+60см (где L – длина желаемого пояса, а X – длина нитей основы). Количество подсчитывается по схеме задуманного узора (например, для пояса из этого руководства нужно 15 темных нитей и 14 светлых).

Вставляем нити нужного цвета в нужные дырки берда согласно схеме. Лучше заправлять бердо с середины, чтобы во время ткачества одна его сторона не перевешивала.

http://s011.radikal.ru/i315/1101/a3/112324f03848t.jpg   Связываем нитки основы с одного конца в узел, привязываем их к батарее.

http://s15.radikal.ru/i189/1101/a3/0137e2d7515at.jpg   С другой стороны основу расчешем, натянем, завяжем в узел и привяжем его к спинке стула. Можно и к собственной талии, но свою спину лучше беречь. Сядем так, чтобы основа была как следует (то есть туго-туго!) натянута.

Первые несколько рядов лучше проткать толстыми нитками или резаной тряпкой, чтобы выровнять натяжение основы. Это называется "заработка", ее потом распускают. Когда основа станет ровной, берем уточную нитку в цвет краев и начинаем ткать собственно пояс.

http://s011.radikal.ru/i317/1101/1e/3e08d0d7e32ft.jpg Открываем зев (поднимаем бердо) и вводим в зев нож. Зев должен быть чистым: все нитки из отверстий должны быть сверху ножа, а из прорезей - снизу. Если нить оказется не на своем месте, в готовом изделии будет длинная некрасивая протяжка.

Чтобы бердо не опускалось и зев был четким и хорошим, можно поставить нож на ребро.

http://i054.radikal.ru/1101/af/c542f6bd66c8t.jpg   1 Прокладываем уток.

http://s005.radikal.ru/i209/1101/f5/f859d994b09at.jpg   Оставляем такую вот петельку. Это нужно для того, чтобы не стянуть пояс и его ширина оставалась одинаковой.

http://s016.radikal.ru/i334/1101/b8/227f8a1c39e9t.jpg 2  Меняем зев (т.е. опускаем бердо).

http://s001.radikal.ru/i193/1101/fb/99796c02705ct.jpg  3  Прибиваем (т.е. несколько раз стучим ножом по поясу в направлении, указанном стрелочкой).

http://s015.radikal.ru/i332/1101/c7/c2b77dc7cdf7t.jpg   4 Аккуратно подтягиваем уток так, чтобы петелька исчезла и пояс при этом не стянулся. Хорошо бы другую кромку придерживать второй рукой, но у меня рука была занята фотоаппаратом.

http://s015.radikal.ru/i331/1101/d9/f9471ef2f4f2t.jpg   5 Прокладываем новый уток, снова с петелькой.

http://i018.radikal.ru/1101/b1/31013ff67782t.jpg 6  Поднимаем бердо.

http://i030.radikal.ru/1101/d6/f97a7b911fd0t.jpg   7  Прибиваем предыдущий уток.

http://s015.radikal.ru/i331/1101/8d/94feabeb5bect.jpg   8  Подтягиваем предыдущий уток. Затем повторяем шаги 1-8, пока основа не кончится.

Вкратце, последовательность действий такова:
поменять зев;
прибить;
подтянуть уток;
проложить уток;

Диктуйте ее себе, пока не достигнете автоматизма.

Успехов в ткачестве!

Автор пояса, фотографий и руководства: Хельга Энгисдоттир

0


Вы здесь » Волшебный клубок » Что мы ещё умеем. » ТКАЧЕСТВО