Волшебный клубок

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Волшебный клубок » Что мы ещё умеем. » ТКАЧЕСТВО


ТКАЧЕСТВО

Сообщений 21 страница 30 из 34

21

Мои очередные "шедевры" в браном ткачестве

http://s61.radikal.ru/i173/1104/0b/a5fc19253eb8t.jpg     http://i006.radikal.ru/1104/97/c054729ae1fft.jpg     http://s005.radikal.ru/i209/1104/87/404d998f5224t.jpg

0

22

Как научиться ткать на бердышке (заправочная техника)
Урок от Светланы из Москвы на ЯРМАРКЕ МАСТЕРОВ

У каждой женщины в генах заложено умение ткать.
Поэтому смело приступайте к этой работе, ведь вы уже все умеете. Надо только вспомнить, как это делается.

Домашний деревянный ткацкий станок знаком, наверное, многим. Но некоторые отдельные приспособления для ручного изготовления небольших изделий (поясов, лент и т.д.) известны не всем.
«Бердо», «Бёрдышко», «Бердечко» - так ласково зовут в быту это приспособление для ручного ткачества. Названий много и зависят они от места проживания. Мы будем называть «бердышко», или «бердо». Как в старину, так и сейчас этим способом ткут разнообразные узорные пояса из шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных, льняных нитей.
Сколько мастериц, столько и способов обучения. Поэтому здесь предлагается лишь один из способов научиться ткать на бердышке.

Итак, на ручном бердышке можно изготовить ткань по ширине самого бердышка.
http://s50.radikal.ru/i130/1104/6b/1acbd010783ct.jpg

Можно соткать пояса, тесьму с разнообразным орнаментом.
http://s58.radikal.ru/i161/1104/64/57e84e222b6et.jpg

Можно комбинировать ткань, тесьму, делать много всего интересного. А начнем мы с того, что соткем простую закладку.Для начала работы потребуется: струбцина (для закрепления, фиксации нитей, продается в хоз. магазинах, на хоз. рынках) если этого приспособления нет, можно обойтитсь без него. Дальше понадобится небольшая линейка и четыре разных клубка ириса.Если захотите ткать с детьми, то лучше взять не ирис, а нитки потолще.
http://s011.radikal.ru/i318/1104/b0/560001fe1b91t.jpg

По рисунку закладка будет похожа на «дорожку» - линии разного цвета, идущие вперед. Можно взять три цвета: середина дорожки у меня будет красная, симметрично от нее в обе стороны пойдут желтые полосы. Разграничить полосы-цвета я решила черным ирисом, по бокам пойдут зеленые полосы, в конце опять черный ирис.

Нарезаем нити дл. 70 см : 13 красным, 12 черных, 12 желтых, 12 зеленых.

Начинаем заправлять бердышко: найдем центральное круглое отверстие, пометим его простым карандашом. Это – центр, с которого будем начинать заправлять нити. Вденем в центр красную нить. От нее вправо вдеваем подряд 6 красных нитей и в щелочку, и в круглое отверстие. Последняя нить вдета в отверстие.
http://i028.radikal.ru/1104/6c/5ec12444eac3t.jpg

Также симметрично вдеваем нити слева от центральной нити.
http://s52.radikal.ru/i137/1104/b5/d3b17d4b8e9et.jpg

Теперь будем вставлять желтые нити, но сначала разграничим красный цвет от желтого, вставив 2 нити черного цвета справа и слева ( в щелочку и в отверстие).
http://s45.radikal.ru/i108/1104/19/63c99517a00dt.jpg    http://s50.radikal.ru/i130/1104/88/5f45eeb48225t.jpg

Вставляем 6 желтых нитей справа от черной нити, заправленной в отверстие и слева. Последняя желтая нить заправлена в отверстие с обеих сторон.
http://i071.radikal.ru/1104/35/8c0653860d2ft.jpg

Дальше будем вставлять зеленые нити, но в начале также разграничим желтый и зеленый цвет двумя нитями черного с той и другой стороны.
Вдеваем 6 зеленых нитей с обеих сторон (первую в щель, последнюю в отверстие)Заканчиваем заправку двумя черными нитями с обеих сторон, последняя черная нить заправлена в отверстие с той и другой стороны. Заправка нитей закончена.
http://s005.radikal.ru/i209/1104/4a/00b2e8537af2t.jpg

Повернем к себе бердышко той стороной, где нити короче. Начинаем выравнивать кончики.
http://i066.radikal.ru/1104/03/ddd46c65306at.jpg

Завязываем нити в узел.
http://s45.radikal.ru/i109/1104/26/a8ae24d7f47dt.jpg

Закрепляем струбцину в удобном месте. Если нет струбцины, то закрепляем узел с помощью завязок, нитей на батарее, трубе, ручке двери, т.е. там, где можно нити сильно дергать, тянуть и они не сорвутся.Закрепляем узел так, чтобы он «не бегал» ( у меня он закреплен маленькой проволочкой).
http://s015.radikal.ru/i330/1104/20/1e8cef14a4bct.jpg

Тянем нити к себе, распутываем, хорошо натягиваем их и также завязываем в узел.
Бердышко готово к работе. А мы пока поищем поясок от платья – халата, или щнурок, или веревку, чтобы обвязать вокруг себя.
http://s007.radikal.ru/i302/1104/11/180b5898b55ft.jpg

Продолжаем. Держим узел в руках, натянув нити. «Расчешем» бердышком нити. Нити разделятся на две части. Появится «проход», который называется «зев». В этот зев вводим пояс, или шнурок.
http://s003.radikal.ru/i202/1104/9d/f72b1b7dc7d7t.jpg

Шнурок обвязываем вокруг талии.
http://i015.radikal.ru/1104/95/36666071b1cet.jpg

В этот же зев вставляем линейку. Она нужна для того, чтобы закладка сразу вышла на свою ширину.
http://i039.radikal.ru/1104/76/de68da09f94bt.jpg

Теперь поднимем бердышко вверх. Что произошло? Нити плотно обхватили линейку. Открылся другой зев.
http://s016.radikal.ru/i337/1104/9d/afda66cdbc02t.jpg

В этот открывшийся зев вводим уток (это нить, которой будем ткать). Я взяла черный ирис. Захватываем нить пальцами левой руки.
http://s07.radikal.ru/i180/1104/09/06639ae7df42t.jpg

Захватив нить, протаскиваем ее в зев, оставляя кончик.
http://i016.radikal.ru/1104/55/3935f3069f09t.jpg

Теперь нить надо закрепить. Для этого бердышко опускаем вниз. Открылся другой зев. Нить утка оказалась плотно обхвачена нитями.Пальцами левой руки захватываем нить утка, протаскиваем ее в зев. Меняем положение бердышка, закрепляя нить.
http://s57.radikal.ru/i155/1104/1a/d0913b4ecbb3t.jpg

Так продолжаем ткать дальше. Захватываем пальцами правой руки нить, протаскиваем ее в зев и закрепляем нить, меняя положение бердышка.
http://s001.radikal.ru/i196/1104/35/25d55434bc78t.jpg     http://i003.radikal.ru/1104/6c/77b364b50f48t.jpg

Линейку можно убрать.Так продолжаем ткать, пока не заканчивается нить утка (не забываем следить, чтобы были ровными бока, для этого каждый раз, когда закрепляем нить, меняя положение бердышка, подтягиваем нить утка, следя, чтобы бок был ровным).
Закончился уток, прокладываем его в зев.
http://s007.radikal.ru/i300/1104/cd/1b98df892089t.jpg

Отрезаем нить для утка, вставляем ее в этот же зев «внахлест», кончик выводим с другой стороны. Закрепляем нить, меняя положение бердышка и продолжаем ткать дальше новой нитью.
http://i061.radikal.ru/1104/6f/094a2850a266t.jpg

Проткав 3-4 ряда можно смело подрезать кончики нитей с обеих сторон.
http://s58.radikal.ru/i159/1104/52/591ced8c30d9t.jpg     http://s53.radikal.ru/i142/1104/4f/d2a709a971act.jpg

Вот, что получилось. http://s55.radikal.ru/i149/1104/29/63c3b73eebddt.jpg

Этот способ называется "заправочное ткачество", т.к. мы не выбираем узор из нитей, как в браном ткачестве, а как заправили нити, так и ткем.
При желании из "дорожек" можно делать разнообразные узоры, чередуя дорожки, помещая на широкой дорожке маленькие, разграничивая их.

0

23

Ткачество лент и поясов (по книге Л. В. Тетюцкой "Ткачество поясов на ниту (сволочке)")

Ткачество - это древний вид рукоделия, который на сегодняшний день достаточно редок, но от этого он не потерял своего обаяния и интереса. Тканные пояса - это не просто красивый аксессуар одежды. Тканный вручную пояс может нести в себе сильнейшую энергетику. Пояса, ткали с определенными рисунками, направленными на сохранение здоровья, оберегание от болезней. Женщины ткали пояса для своих мужчин, что бы им сопутствовала удача, что бы они были неуязвимы. Определенные рисунки ткались для того, что бы рождались мальчики. Были рисунки, направленные на призыв благосостояния в дом и мнгое другое. Энергетика рукоделия это очень интересная сила, которую люди использовали в жизни. И сейчас не стоит игнорировать опыт наших предков.

Основная функция пояса — включение человека в пространство культуры и выделение его социального статуса, обозначение границ человека внутри социума. Пояс выполняет одновременно три функции — эстетическую, утилитарную и ритуальную. Подпоясанная одежда, плотнее прилегая к фигуре, лучше согревает, обеспечивает свободу движения во время работы. К поясу крепились предметы обихода — сумочки, гребни, ключи, орудия труда и оружие. Необходимым компонентом в конструкции пояса являются кисти, символизирующие корни родового древа, связи с плодородной функцией земли.

Ритуальные функции пояса, реализующиеся в жизненном пространстве человека, отражают его двойную сущность, связанную с существованием двух планов развития -- биологического и социального.

Особую категорию составляли свадебные пояса, которые, согласно архаичной традиции, должны были быть красного цвета. Но с развитием технологии ткачества они постепенно заменялись орнаментированными и были обязательны для жениха и невесты.
Пояс — общеславянский термин. Имеются и другие названия: опояска, кушак, сетка, покромка, ремень.

Ширина поясов различная. Исследователи выделяют два типа поясов:

1) узкий в виде шнура или тесьмы (витой, плетёный, дёрганый или тканый);

2) широкий кушак, который обычно носили по верхней одежде. У русских кушаками подпоясывали полушубки и другую верхнюю одежду.

Узкие пояса изготавливали шириной чаще 1-3 см и реже 4-10 см. Длина такого пояса могла составлять 2,5-6 м.

Основных способов ношения поясов два: высоко под грудью и низко под животом. Пояс, обёрнутый вокруг фигуры, чаще всего завязывали сбоку, иногда спереди или сзади. Женские пояса, которые были обычно длиннее мужских, нередко оборачивали несколько раз вокруг фигуры.

С точки зрения технологии изготовления пояса были кожаные и нитяные. Кожаный пояс являлся, как правило, принадлежностью мужского костюма, его надевали на рубаху и на верхнюю одежду. Среди нитяных поясов можно выделить 4 основных вида:

1) плетёные (кручёные, полутканые);

2) тканые;

3) вязаные;

4) вышитые. Более распространёнными у мужчин и женщин были плетёные и тканые пояса.

Плетёные пояса — такие, в которых чётко не прослеживается продольная нить и уток. К ним относятся следующие техники:

- На видке (рогатине) — своеобразное плетение нитей в виде сложной косички.
Такие пояса считались только женскими.

- На спице (другое название — в бутылку). Нанизывание узлов цветными нитями на нить основы. Такие пояса носили только мужчины.

В тканых поясах обязательно присутствуют утучная и продольные нити. Для них характерен прямолинейно-геометрический орнамент. Встречаются мотивы ромба, усложнённый гребенчатый орнамент, рисунок из двух перекрещивающихся линий, косых крестов, в том числе различных свастик, иногда розеток. Сюда отнесём пояса, тканые:

- на бердечке (специальная деревянная пластина с прорезями и отверстиями);

- на дощечках, кружках (квадратные пластинки с четырьмя отверстиями по углам);

- на сволочкё (ниту);

- на ткацком станке;

- выполненные закладной техникой (разноцветный уток, пропущенный не полностью, а через часть основы и с нитью, отправленной обратно).

Вязаные пояса выполнялись на спицах и крючке. Такая техника считается более поздней.

Вышивали пояса:
- «отстрочкой» на швейной машине;
- вручную по однотонной ткани «набором» — цветными нитями, разбивая рисунок на отдельные цветные части по всей длине, при этом счёт вёлся не по длине пояса, а по ширине его.

0

24

Спрэнг при помощи гребёнки

http://i041.radikal.ru/1104/f1/d1c3fc7926a5t.jpg

0

25

Коллекция ссылок

0

26

Мастер-класс по браному ткачеству на бердо
http://i027.radikal.ru/1104/c8/627b0e32515f.jpg Дара Ши

У современного горожанина, вряд ли найдется настоящий ткацкий станок, а если и найдется, то мало кто имеет возможность выделить для него отдельную комнату. Но все это вовсе не значит, что ткачество устарело и не доступно больше для рукодельниц. Вовсе нет. Не все знают, что дедушка ткацкого станка — это бердо, ткачество на котором еще не забыто и доступно нам сегодня.

Бердо позволяет создавать чудесные пояса, как в традиционном, так и в современном стиле, фантазируя с цветами и узорами. Искусство, которое востребовано, никогда не устаревает, а сотканный своими руками пояс для юбки или платья всегда выделит вас из толпы, да и оберегом послужит.
Итак, чтобы соткать пояс, нам потребуется:
Бердо. Оно представляет из себя деревянную пластину, в которой проделано несколько десятков продольных щелей. В каждом «столбике», разделяющим две щели, есть отверстие шириной 1-2мм. Бердо может быть разной ширины в зависимости от количества нитей, которое в него можно заправить. Если вы хотите пояс с узором, то приобретите бердо с числом заправочных нитей от 71, а лучше больше ста. Вы всегда сможете заправить меньше на узкий пояс, а вот если захочется соткать узор, а бердо его не вместит, то будет досадно и придется корректировать схему, что не всегда удобно.
Нож для прибивания утка. Он, конечно, может быть и простой линейкой, но учтите, что такой нож у вас быстро треснет и сломается. Кроме того, линейкой неудобно набирать узор. Не скупитесь на нож, пусть он будет из прочного дерева и заострен с одного конца, еще лучше, если будет ручка. Кстати, вам будет гораздо удобнее, если нож по длине будет сопоставим с бердо.

http://s011.radikal.ru/i315/1104/b3/bcdbb8770d84t.jpg

Челнок. Он нужен для протягивания нити утка. В принципе, его можно сделать из твердого картона и время от времени заменять. Главное, чтобы вам было удобно протягивать его через зев. У меня челнок сделан из ненужной картонной коробки, но если есть возможность, сделайте или купите деревянный, дольше прослужит.

http://s002.radikal.ru/i197/1104/91/5e6f4743d8e4t.jpg

Пряжа. Начинающему лучше взять шерстяные нитки средней толщины, лучше без примесей от которых нитка быстро мохрится и скатывается в шарики; или вообще хлопок; полушерсть с акрилом тоже будет хорошо.
Пояс. Да, еще вам нужен пояс, к которому вы привяжете нити, заправленные в бердо, когда будете ткать. Он можете быть любой, главное, чтобы не растягивался и не развязывался при довольно сильном натяжении. Завязывать его лучше всего под грудью, а не на талии, тогда нагрузка на спину будет меньше.
Булавки. Они нужны, чтобы закреплять уже сотканную часть на вашем поясе, когда вам станет трудно дотягиваться до рабочей зоны.

Ну вот и все, что нужно для того, чтобы начать.

Ткачество на бердо бывает двух основных видов — бранное (узорчатое) и заправочное. Заправочная техника проста, результат зависит там только от цветов, которые вы возьмете, а мы не ищем легких путей, поэтому будем сразу ткать пояс с узорами.

Я хочу соткать пояс с таким рисунком:

http://s47.radikal.ru/i118/1104/12/badfcc1d8434t.jpg

Обратите внимание, все клетки схемы обозначают нити, образующие узор. То есть, чтобы понять, сколько нам нужно нитей заправить в бердо, считаем все клеточки. В этом поясе у нас 7 нитей узора. Каждой узорной нити соответствуют две нити фона. Чтобы было понятнее: заправку бердо начинаем с его середины, вставляем нить узора, слева и справа от нее заправляем по две нити фона (соответственно в прорезь одну и в отверстие вторую с каждой стороны), вставляем следующую нить узора с обеих сторон, две нити фона за ними и т. д. Иногда к таких схемам прилагается схема заправки, но это бывает очень редко. Схему заправки того пояса, который буду ткать я, вы можете увидеть на рисунке ниже:

http://i038.radikal.ru/1104/53/ab861a82eb0at.jpg

При таком количестве нитей у нас получится довольно узкий пояс. Я буду ткать пояс из зеленой и белой пряжи. Сам рисунок будет зеленым, а фон белым, поэтому для своего пояса мне необходимо взять 7 зеленых нитей и 22 белых.
Теперь нужно определиться с длиной пояса. Большая часть длины нитей уйдет на свободу движения бердо, на узлы и на сокращение длины из-за прохода утка. Рассчитывается длина нитей по этой формуле: необходимая длина изделия+20%+60 см (То есть, если мы хотим, чтобы тесьма была 1м, то необходимо взять 1м+20 см+60 см = 1 м 80 см нитей). Это минимум.
Отрезаем нужное количество нитей каждого цвета той длины, которая нам необходима, да еще запас делаем. То есть лучше всего 2 метра, если пояс будет 1 метр. Еще прибавляем на погрешность отреза, вряд ли вы отрежете нити ровно, а ровнять их потом придется по меньшим длинам.

Теперь заправляем нити в бердо так, как я сказала чуть выше, начиная с середины. Получается вот так:

http://i003.radikal.ru/1104/ea/0fa6a99a7a65t.jpg

Теперь наматываем нить утка на челнок. Не жалеем. Но вообще, если вам ее вдруг не хватит, то ничего страшного, всегда можно ее надставить, хотя лучше все таки брать с запасом. Уток при правильном ткачестве не видно на самом поясе, но видно с его краев, поэтому брать его нужно все-таки фонового цвета. У меня будет белый.
Когда заправили, нужно выровнять концы, чтобы нити были одной длины, так как ровно мы наверняка нитки не отрезали, завязываем в узел с одной стороны от бердо, чтобы нити не болтались и из бердо не вылетели. Расчесываем нити, проводя несколько раз бердо от начала в конец и обратно. Чтобы это было проще сделать, сразу привяжите узел с нитками к чему-нибудь достаточно прочному (подойдет чугунная батарея, прочная ручка балконной двери и т. д) или попросите кого-нибудь вам помочь.

Когда все расчесали, и не осталось спутанных ниток, завязываем второй конец нитей в узел, и привязываем его к своему поясу, что под грудью. Я привязываю оба узла шнурками, держат отлично. Подводим бердо к себе так, чтобы вам было удобно работать, при этом вы должны сидеть так, чтобы нитки были натянуты как струны. Тяните их так, как будто от этого зависит ваша жизнь:) иначе пояс у вас будет бугристым, а рисунок поведет.

Чтобы начать, нужно открыть зев. Для этого поднимаем или опускаем бердо, как вам угодно. При этом часть нитей, которая в прорезях, останется на месте, а та, что в отверстиях поднимется или опустится, и откроется зев. Ножом подправляете те нити, которые у вас не опустились\поднялись (например, зацепились, запутались или еще что-то) На первом этапе нити могут быть еще очень опушены и зев надо будет открывать ножом, так как нитки у основания пояса будут путаться.

http://s55.radikal.ru/i148/1104/78/ea72ffd5e652t.jpg

Положений бердо бывает два — Земля и Небо. На рисунке ниже под буквой а обозначено положение Небо, когда вы поднимаете бердо; б — положение Земля, когда бердо опущено.

http://s55.radikal.ru/i149/1104/a5/618825bbecbat.jpg

Когда открыли зев, прокладываем нить утка как можно ближе к началу пояса:

http://s015.radikal.ru/i332/1104/2d/63b362d1e3ddt.jpg

Как только вы проложили уток, меняем положение бердо. Если у вас была изначально земля, теперь держим в положении небо. Ножом прибиваем уток плотнее к началу, помогая очередному зеву открыться, получаем следующее:

http://s54.radikal.ru/i144/1104/48/778197e8e762t.jpg

Повторяем: снова протягиваем уток, прибиваем ножом, меняем положение бердо, открываем новый зев и снова прибиваем. А теперь берем нить утка и тянем аккуратно за кончик, при этом нити основы у нас стягиваются и получается первый ряд пояса. В зависимости от того, как туго вы затяните, будет варьироваться ширина пояса. Традиционные пояса затягивались настолько туго, что их можно было резать ножом и они не расплетались. Вы делайте так, как считаете нужным для своей работы. Соответственно пояс будет или плотным, или чуть более рыхлым.

Соткав первый ряд, повторяем все манипуляции с бердо и утком. При этом будьте внимательны, следите за шириной каждого ряда, когда затягиваете. Ширина — это едва ли не главная ошибка начинающих, старайтесь держать ее одинаковой на протяжении всего пояса, при необходимости берите линейку и сверяйте.

Нам не нужно начинать сразу с узоров, сперва необходим соткать несколько рядов для того, чтобы получить конец пояса. Обычно хватает сантиметров 5-7 с начала и в конце. Получим интересный шахматный узор, вот такой:

http://i021.radikal.ru/1104/15/5ea507559dc4t.jpg

Когда решили, что соткали уже достаточно, приступаем к узору. Внимательно посмотрите на схему. Для удобства пронумеруйте ряды от начала до конца того сегмента, который будет повторяться. Теперь, чтобы открыть зев, мы будем не просто менять положение бердо, а работать с цветными узорными нитями. На схеме белые квадратики — это те узорные нити, которые должны уйти вниз зева, быть под ножом, а черные — те, что останутся наверху, независимо от того, в прорезях они или нет и какое положение они занимают, когда мы просто поменяли положение бердо, как делали до этого. Берем нож и набираем ряд по схеме. Нити фона остаются там, где им должно, их мы вообще не трогаем, меняем положение только нитей узора. Дошли ножом до первой нити, по схеме она должна быть внизу, если она наверху, то опускаем ее под нож, и так первые две зеленые нити. Следующие три будут наверху, далее две — внизу. Когда набрали, открываем зев и протягиваем уток, меняем положение бердо и набираем следующий ряд по схеме.
На рисунке видно, как ушла вверх узорная нить, которая должна быть наверху по схеме, но оказавшаяся внизу при открытом зеве:

http://s56.radikal.ru/i151/1104/c0/43005487279ft.jpg

Уже набранный первый ряд узора на ноже выглядит так (сейчас я буду открывать зев с набранными нитями по схеме):

http://i031.radikal.ru/1104/bb/168e97896a14t.jpg

Вы видите, что сверху у меня осталось всего три узорные нити, как и нарисовано в схеме.
Когда при помощи ножа вы откроете зев, нужно повторить все те же, уже привычные, действия: проложить уток, прибить ножом, поменять положение бердо, снова прибить, проверить ширину ряда, при необходимости подтянуть или расслабить.

Дальше смотрим на второй узорный ряд. В нем только одна узорная нить должна быть сверху зева, остальные 6 уйдут вниз.

Набирайте ряд по схеме при помощи ножа. Что нужно опускайте, что нужно — поднимайте. Не забывайте, что белые нитки должны оставаться на месте, их мы не трогаем! Сделали — открыли зев — проложили уток — прибили — поменяли положение — снова прибили — проверили ширину — приступили к следующему ряду по схеме.
Когда вы соткете первые два узорных ряда, то получится вот так:

http://i002.radikal.ru/1104/eb/ee89a216d8adt.jpg

Так, шаг за шагом, у вас будет появляться узор:

http://i063.radikal.ru/1104/72/50c1dc16a5b5t.jpg     http://i033.radikal.ru/1104/dc/50b7a6a13107t.jpg     http://s52.radikal.ru/i138/1104/a5/8b67d4bd35abt.jpg

Как вы могли убедиться сами, в браном ткачестве нет ничего сложного, главное — это внимательность, аккуратность и желание творить, конечно! :)

Для первой работы не бойтесь брать даже тот пояс, который кажется сложным, если вам он очень нравится. Поверьте, сложный рисунок, при виде которого у вас загорелась душа, получится много лучше, чем простой, но не вызывающий никакого отклика, поэтому мой вам главный совет — никаких «тренировочных» работ! Пусть даже первый пояс будет живым и по-настоящему вам нравится.

0

27

Пояса и опояски

с сайта НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Славянские женщины носили тканые и вязаные пояса. Они почти не сохранились в земле, поэтому археологи очень долго считали, что женские одежды не подпоясывались вообще.

А вот ременные пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа— женщины не носили их никогда. Не забудем, что практически каждый свободный взрослый мужчина потенциально был воином, а именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства. В Западной Европе полноправного рыцаря называли «опоясанным», пояс входил в рыцарские атрибуты наравне со шпорами. А на Руси бытовало выражение «лишить (отрешить) пояса», что значило «лишить воинского звания». Любопытно, что позже его применяли не только к провинившимся воинам, но и к священникам, которых лишали сана.

Пояс ещё называли «опояской» или «поясницей». Мужской кожаный пояс обычно был в ширину 1,5— 2 см.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОЯСОВ И ОПОЯСКОВ РАЗНЫМ СПОСОБОМ НА АЛТАЕ

На Алтае бытовали разные способы изготовления поясов и опоясков: более древние - "на бердечке", "на сволочке" (ниту), "на дощечках" (кружках); позже для тканья использовали обычные станы -"кросна".
Способ тканья "на дощечках" записан нами в селе Куяча Алтайского района. Здесь же найдены две старинные дощечки, изготовленные из дерева, у жительницы села Ксении Владимировны Клепиковой. Набор может насчитывать от 20 до 100 дощечек.

В каждом углу дощечки проделывалась дырочка: http://s001.radikal.ru/i196/1104/24/b200babe0fc2t.jpg     

Сначала мастерица готовила основу. Для этого в каждую дырочку дощечки он пропускала по одной нити в определенном порядке, чаще всего навстречу друг другу: http://s61.radikal.ru/i171/1104/9d/459ec39628e6t.jpg

Один конец основы прикреплялся ею к гвоздю, вбитому в стене, обвязывался вокруг поясницы. Заблаговременно готовился и уток. Ткали таким образом: нить утка прокидывали через основу и поворачивали дощечки.

Каждый раз при повороте дощечек по "солнышку" или против него ровно на четверть образовывался новый зев, в который пропускали уток. Узор получался чаще всего благодаря сочетанию механически прокрученных разных цветов нитей в основе.
http://s56.radikal.ru/i153/1104/d2/cc6ab92c34cft.jpg

Иногда рисунок формировали путем выборки в основе отдельных нитей во время тканья, чем нарушали механически получаемый зев. Данный технический прием давал большое разнообразие в узорах. Изображение ромбов, кругов, треугольников, свастик, имеющих значение оберегов, часто встречается на тканых поясах, опоясках и вожжах (рис.1,2,3,4,5,6,7,8,9).

Кроме того, способ тканья "на дощечках" давал возможность "писать" слова молитв, дарений, именные пояса (рис.2,3,5,6,8).

Ширина изделий определялась количеством дощечек. Пояса, опояски, вожжи, зафиксированные на Алтае, сотканы как на малом количестве дощечек - 18 (рис.6), среднем - 20, 23, 28, 30 (рис.2,4,7,8), так и на большом 45, 51 (рис. 1,3,5).

Другой способ изготовления поясов и опоясок - это тканые "на бердечке" - тонкой дощечке шириною чуть больше ладони:
http://s60.radikal.ru/i169/1104/28/98f25b6fd6bct.jpg
Чем длиннее бердечко, тем шире будущий поясок. Поперек бердечка делались тонкие узкие параллельные друг другу пропилы. В каждой перегородке сверлились дырочки. Нечетная нить пропускалась в пропил бердечка, четная - в дырочку. Бердечко попеременно поднимали или опускали, и каждый раз в образовавшийся зев пропускали нить утка и подбивали челноком.

Этот прием повторялся многократно и в результате образовывался пояс простого полотняного переплетения.

В найденных нами поясах использовалось браное ткачество, в котором деревянной дощечкой - "бральницей" - выбирались по счету нити основы в соответствии с рисунком.

В тканье "на сволочке" (ниту) каждая нить обвивалась вокруг небольшой круглой палочки - "кочульки": http://s13.radikal.ru/i186/1104/e2/fedf56964ac4t.jpg

Причем нечетные нити располагались сверху, четные - снизу.

Так получался первый зев основы. Нижние нити перевязывались петлями - "нитами", изготовленными из прочной льняной или пеньковой пряжи. При протягивании этих нитей вверх происходит смена зева. Один конец основы, как и при тканье "на дощечках" и "на бердечке" прикреплялся к гвоздю, другой - к поясу ткачихи. Данные пояса также выполнены в технике браного ткачества.

Снование поясов и опоясков "на сволочке" (ниту), "на бердечке" зависело от выбранного узора.

В найденных нами поясах на территории Алтайского края присутствовали разные способы снования.

Так, например, в поясе N9 кромка сновалась "пучками" (3 нити бордовые, 3-желтые), основной рисунок - "троечками" (24 бордовых нити, 12-синих, плюс 2 бордовых), всего имелось 44 нити, все нити шерстяные, уток холщовый.

В опояске N10 кромка сновалась "парочками" (12 розовых шерстяных нитей, 12 оранжевых шерстяных нитей, 24 синих холщовых нитей), основной рисунок "парочками" (54 коричневые шерстяные нити, 54 розовые холщовые нити, плюс для уравнивания рисунка одна коричневая шерстяная нить), всего 135 нитей.

В опояске N11 кромка сновалась "пучками" (8 синих холщовых нитей), основной рисунок "парочками" (48 розовых холщовых нитей, 47 коричневых шерстяных нитей, плюс 1 розовая холщовая нить для уравнивания рисунка), всего 103 нити.

Пояс "на сволочке" (ниту), "на берде" ткали, перебирая нити основы в определенном порядке и по определенному счету для каждого узора. В этих переборных изделиях различались два типа поясов: с "простым утком" и с "потайным утком". Процесс тканья и тех и других один и тот же. Разница заключалась в сновании основы и в характере утка.

Пояс с "простым утком" сновали, пропуская в основу попеременно пару льняных и пару шерстяных нитей. Уток брался льняной. Перебору подлежали шерстяные нити. При тканье получался двусторонний узор.

Первая сторона является как бы позитивом, вторая - негативом. Выпуклая часть, образуемая поднятыми шерстяными нитями основы, формировала с одной стороны сам узор. Ему соответствовал плоский узор с другой стороны. Рельефный узор, вытканный данным способом, образовывался шерстяными нитями, плоский фон - одноцветными нитями основы и утка.
Для образования каемок по краям пояса обычно пропускали при сновании по несколько пар ниток, которые отличались по цвету от льняных нитей основы и утка.

Основу пояса с "потайным уткем" сновали целиком из шерстяной пряжи. Уток использовали льняной. Изредка применяли для утка шерсть. При всей шерстяной основе уток как бы тонул в ее толстых нитях, т.е. он действительно становился потайным, незаметным.

В таком поясе уже нет рельефного узора, он весь был одинаковой толщины. Узор образовывался разноцветными нитями основы путем перебора определенного цвета.

В славянской традиции красный цвет является наиболее архаичным и универсальным способом моделирования ритуальных объектов. Чаще всего в поясах Алтайского края знаки, слова и фон середины пояса образуются из сочетания всех оттенков красного (оранжевого, бордового, розового, малинового. алого), с черным, коричневым, реже с зеленым.

Интересны варианты алого цвета с бордовым. желтого с сиренево-фиолетовым, черного с зеленым.

Все пояса завершались кистями. У многих они образовывались из концов пояса. Но встречались пояса, в которых кисти изготавливались из дополнительных нитей разного цвета, закрепленных к концам пояса вкруговую.

Для этого шерстяные или гарусные нити нарезались в два раза длиннее предполагаемой кисти и крючком продергивались через концы пояса по окружности до нужной толщины кисти, затем бралась шерстяная ниточка, которой обматывали несколько раз пояс, завязывали, подравнивали концы.

Таким же образом сделаны кисти разных цветов (красная, желтая, алая, зеленая) у вожжей, расположенные по всей их длине через 30 сантиметров.

Встречались пояса с двумя кистями на концах, т.е. из дополнительных нитей, которые делались сначала так же, как и во втором варианте, затем все нити кисти делились на две части, каждая из которых отдельно закручивались закрепляющей нитью.

Таким образом, в Алтайском крае пояса и опояски сохраняли древнейшие технологии их изготовления, которые известны на всей территории России. До сих пор некоторые старожилы (Мария Ермиловна Ощепкова из Алтайского района) владеют данными технологиями и бережно хранят инструменты для ткачества.

0

28

ЛАВКА /Cd, dvd/Учебные пособия

0

29

Мастерская Мирославны

Ткачество на narod.ru

0

30

"Славянские узоры полны символизма, потрясающе интересно! Например, ромбы - женский символ, причем пустой ромб - девушка, а с точечкой внутри - зрелая женщина; крест - мужчина; свастики - солнечные символы... Есть узоры для всех случаев жизни: на свадьбу один, от болезней другой, на войну - третий...

Ткать можно и ткань, часто ткут шарфы, палантины, сумочки.
Еще отдельная тема - гобелен - вытканная картина."

0


Вы здесь » Волшебный клубок » Что мы ещё умеем. » ТКАЧЕСТВО